Минувший 2014 год в Астрахани был совсем не показательным в вопросе соблюдения безопасности дорожного движения. Кривая ДТП то поднималась, то опускалась. Все двенадцать месяцев анализировать не буду. Они всякие: и хорошие, и не очень. Я, естественно, говорю только о дорожных происшествиях.

Меня, например, не радуют цифры, обнародованные на заседании комиссии по безопасности дорожного движения. Число аварий только с января по сентябрь 2014 г. составило 1187 случаев. По сравнению с 2013 г. разницы практически нет. А вот другие месяцы года можно считать как месяцы чуть ли не настоящего пика аварий и иных дорожных происшествий. Короче говоря, минувший год никак нельзя назвать показательным в хорошем смысле этого слова. В целом за год инспекторы дорожного движения зафиксировали увеличение ДТП на пять процентов. Несколько сглаживает это тревожное положение уменьшение количества погибших на дорогах и улицах в регионе и областном центре. Зато увеличилось количество раненых и травмированных.


Главными причинами ДТП стали превышение скорости, несоблюдение очередности проезда перекрёстков, выезд на встречную полосу, управление транспортным средством в состоянии опьянения. Практически все эти причины являются следствием неумелого вождения. А стало быть, люди, сидевшие за рулём, не получили необходимых навыков во время обучения в автошколах. Им просто не дали тех знаний, которые они должны иметь, получив удостоверения о праве вождения автомобилем или иным транспортным средством. Вспомним трагический случай, который произошёл в августе минувшего года на улице Яблочкова в Астрахани. В результате дорожно-транспортного происшествия погиб мотоциклист, а пешеходу оторвало ногу. Ситуация простая и предсказуемая. Мотоциклист не дал пешеходу перебежать улицу. Он просто-напросто не успел затормозить. Финал оказался плачевный… Человека не научили правилам дорожного движения. Это – раз. А два – это было настоящее бескультурье как со стороны пешехода, который пытался пересечь улицу, так и водителя мотоцикла, который развил высокую скорость на оживлённой улице.

Как же происходят ДТП? Очень просто. Одни – недоучились, другие – не соблюдали правила проезда улиц, хоть и знали, третьи – переходили улицу там, где им вздумалось. Всё это не может не волновать общественность. И, естесственно, тех, кто в ответе за безопасность на дорогах. Слишком много всякого рода ЧП происходит на дорогах страны. В том числе и нашего региона. Вот факты. За десять месяцев 2014 г. в Астрахани было совершено около тысячи различных происшествий. В том числе 430 случая из-за несоблюдения очерёдности проезда, 167 – из-за превышения скорости, 143 – по причине пьянства за рулём, 73 – из-за выезда на встречную полосу… Невесёлая статистика, что и говорить. Вот почему решено ужесточить требования к получению удостоверений на право управлять техническим средством. И требования эти уже действуют. С 12 августа прошлого года ни одна автошкола страны не стала набирать новых курсантов без согласования с ГИБДД своих обучающих программ. Кроме этого, автошколы обязаны выполнить ряд других требований. Во всяком случае, автошколы будут проверять на наличие необходимой материальной базы: соответствующего оборудования в классах, наличия учебных площадок для обучения вождения – своего рода автодромов. Надо полагать, что определённая часть автошкол нашего региона не пройдёт строгой проверки, и, стало быть, закроется. Случится это или нет, приходится только гадать. Судя по тому, что, как и раньше, на стенах, столбах и на рекламных щитах объявляются наборы желающих получить права на вождение автотранспортом, приостановили деятельность не все школы. Получается, что астраханские автошколы являются примерными во всех отношениях. Так почему же так много ДТП? Конечно, не все происшествия на дорогах и улицах от некачественной учёбы. Не последняя роль принадлежит качеству проезжей части улиц и дорог. 70 процентов всех ДТП происходит из-за плохого состояния дорожного покрытия.

Как известно, разговоры о реорганизации автошкол шли давно. А если быть точным, четыре года, если считать от момента, когда поступил в Госдуму проект поправок к Закону по безопасности дорожного движения, запрещающих сдачу экзаменов на права экстерном до регистрации министерством юстиции новых программ обучения курсантов. Согласно новым программам, увеличивается количество часов обучения. По категории «В», к примеру, на 34 часа.

Хочется верить, что соответствующая лепта в безопасность дорожного движения будет внесена, когда вступит в силу закон об организации дорожного движения, проект которого представило на обсуждение общественности минтранспорта РФ.

Количество авто у нас увеличивается ежегодно. И вот уже проявилась проблема пробок. О них многие россияне знают не понаслышке. В том числе и астраханцы. проект нового закона предусматривает для разгрузки движения улучшать состояние дорог, расширять их и увеличивать пропускную способность. А это грозит автомобилистам платностью отдельных, особо загруженных участков дорог. Что не всем может оказаться по карману, а, может быть, и по душе. В Астраханской области таких напряжённых дорожных участков практически нет. А вот некоторые улицы города не мешало бы расширить, сделать с односторонним движением. И, конечно же, покрыть качественным асфальтом. Примеры этому уже есть. Нужно, чтобы таких примеров стало больше.

Борис Касаткин, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 04 (614), 06.02.2015 г.