По официальной статистике Росстата, безработица в России остается на рекордно низком уровне и составляет всего 2,2% (1,7 млн человек). Однако есть такое понятие, как скрытая безработица.
Так, согласно недавнему опросу РСПП (как правило, данные релевантны), в июле 14,4% работников находились на неполной занятости, а еще 11,1% — в простое. Да, опрос проводится среди крупных и крупнейших компаний, однако именно они имеют наибольший запас прочности. Что касается малого и среднего бизнеса, то здесь ситуация, как минимум, не лучше.
Основными проблемами компании называют недостаток оборотных средств, недоступность заемных финансовых ресурсов, снижение спроса на продукцию и неплатежи со стороны контрагентов. Очевидно, все четыре фактора связаны между собой. Недоступность финансовых ресурсов из-за высокой ключевой ставки тянет за собой нехватку оборотки. Речь уже давно не идет о привлечении инвестиционного финансирования: нет средств даже на текущую деятельность. Это приводит к неплатежам и обвалу спроса.
Особенно тяжелая ситуация в промышленности, где индекс PMI еще в июле ушел на 47 пунктов (ниже 50 — кризис).
В очередной раз повторять тезис о разрушительной политике Центробанка нет смысла. Важно то, что будет дальше. Исходя из приходящей информации, могу сделать вывод, что ЦБ будет снижать ставку быстрее, чем многие ожидают. Если ранее я полагал, что на конец года мы выйдем на 15-16%, то теперь с высокой долей вероятности мы увидим 12-14%. Следующее заседание уже через 2,5 недели. Даже снижение до 16% даст глоток воздуха реальному сектору экономики, но это будет лишь передышка.
Константин Двинский