Во многих регионах России сокращены квоты на иностранную рабочую силу. Логика простая – зачем нам иностранцы, если своих безработных некуда девать. Повсеместно создаются временные рабочие места, в том числе на полях. Но оказалось, что не все безработные спешат мести улицы и сажать морковку за несколько тысяч рублей. Значит, есть возможность найти заработок иначе, считают эксперты.
И вот уже главы администраций, обеспокоенные нехваткой рук при их наличии, предлагают радикальные меры борьбы с "иждивенчеством": кто не идет на общественные работы, тот не получает пособие по безработице.
"Джентльменский набор" антикризисных мер на рынке труда известен давно и применяется во многих странах. В качестве обязательной программы в него входят и общественные работы: благоустройство и озеленение территорий, уборка мусора, ремонт дорог, сезонные работы на полях и т.п. Утверждается, что в периоды экономических кризисов города и поселки должны преображаться благодаря именно безработным.
Корреспонденты "Российской газеты" попытались выяснить, есть ли у безработных тяга к общественно полезному труду. Из 9 обследованных регионов только в Кировской области желающих пойти на общественные работы хоть отбавляй. За последнее время здесь организовано более 13 тысяч временных рабочих мест. 9 тысяч из них уже заполнены. И ожидается новая волна заказов от работодателей: в конце апреля начнутся работы по ремонту дорожного полотна. Все 24 дорожно-эксплуатационных предприятия региона подали заявки на рабочие руки.
В остальных регионах ситуация не столь однозначная. В Астраханской области на учете в центре занятости числятся 12 тысяч безработных, на общественных работах предлагается около 4 тысяч мест, из которых занято чуть больше 800. В Волгоградской области официально зарегистрировано 34,1 тысячи безработных, из них лишь около двух тысяч согласились взять в руки метлы. В Иркутске желающих оказалось и того меньше – 135 человек из 2,8 тысячи безработных. Почему же люди не спешат приводить в порядок улицы? Основных причин две.
Первая – психологическая. Типичный пример – 27-летний системный администратор из Астрахани Михаил Попов лишился работы месяц назад, новую работу еще не нашел, но подметать улицы не согласен категорически: "Меня друзья засмеют, если с метлой увидят. Да и вуз я оканчивал не для того, чтобы на улице работать".
Вторая – экономическая. Общественная работа, если говорить прямо, это работа за еду. Как правило, работодатель платит 4330 рублей (при условии полного рабочего дня). Федеральный бюджет может добавлять так называемую материальную поддержку – от 850 до 1700 рублей. Плюс – пособие по безработице. Это еще 4900 рублей. Но максимум полагается далеко не всем, и получают его непродолжительное время. В среднем за общественные работы можно получить реально 6-7 тысяч.
По материалам "Российской газеты"