С начала июня АИ-92 в опте подорожал на 10,8%, АИ-95 – на 9,7%, установив максимум с осени прошлого года. Причины традиционные: сезонный рост спроса, плановые ремонты на ряде НПЗ (астраханский и сургутский), а также рост экспорта, который в январе–мае увеличился почти на 25% год к году. Дополнительный фактор – геополитическая нестабильность, особенно на фоне ситуации вокруг Ирана, что создало повышенный спрос на страховые закупки.
При этом в рознице ФАС пока не фиксирует аномалий: по данным Росстата, средняя цена бензина с 9 по 16 июня выросла на 0,1%. То есть как минимум пока рост цен ощущается преимущественно в оптовом сегменте и не успел перекинуться на розницу.
Однако риски есть. Рост опта при стабильной рознице приводит к тому, что разница между закупочной и розничной ценой сокращается. Это может ударить по доходности небольших сетей, не имеющих доступа к переработке, что вынудит их повышать цены. А вот крупные компании с собственными НПЗ и АЗС, наоборот, получают преимущество.
Важно и то, что уровень цен вплотную подошел к порогу срабатывания демпфера: для АИ-92 это 66 495 руб./т (текущая цена – 64,5 тыс.). Это значит, что дальнейший рост будет ограничен бюджетным механизмом компенсаций. Власти также обсуждают возможность продления ограничений на экспорт для крупных НПЗ до осени, что дополнительно стабилизирует предложение на внутреннем рынке.
Таким образом, текущая волатильность на рынке бензина пока что носит ситуативный характер. Система в целом продолжает работать: есть как буферы, так и ручные инструменты, которые позволяют сдерживать шоковые колебания. Но ситуация подчеркивает уязвимость баланса между производством, экспортом и внутренним потреблением – особенно в пиковый сезон.
Константин Двинский