Благодарная память
22 июня вся Россия вспоминала, как 75 лет назад вооруженные силы III Рейха пересекли государственную границу Советского Союза. На 1418 дней и ночей страна погрузилась в монотонную боевую и трудовую повседневность, требовавшую от советских граждан мобилизации всех человеческих сил. И недаром эта война была названа Великой Отечественной. По неисчислимым жертвам, по напряжению это время не имело аналогов не только в отечественной, но и в мировой истории.

Защитники Родины той грозной поры незримо встали плечом к плечу с героическими предками. 24 июня (по новому стилю) 1812 г., словно предваряя трагедию будущего века, армии европейских государств, возглавляемые императором Франции Наполеоном Бонапартом, вторглись в пределы Российской Империи. И лишь Отечественная война 1812 г. положила конец захватническим амбициям императорской Франции.

И в обеих войнах, в рядах защитников Отечества, стояли наши земляки, которые вместе со всей страной не жалели своих жизней для разгрома захватчиков.

Тысячи и тысячи астраханцев вышли на праздничный парад, а затем прошли с фотографиями своих родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне. Патриотический порыв заставил миллионы соотечественников стать участниками «Бессмертного полка», подтвердив слова поэтессы О.Ф. Берггольц:
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем.
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт
и ничто не забыто.
И как бы не хотелось тем, кто упрекает сегодняшних жителей России, продолжающих чтить память защитников Родины, в излишней патриотичности, кивая на необустроенность быта в стране, мы можем сказать одно: это время и эти люди, принявшие на себя всю тяжесть трагедии, слишком дороги для нас.

В Астраханской области и Астрахани находится много исторических памятников, посвященных участникам Великой Отечественной войны. И один из них, открытый 4 октября 1997 г., посвящен памяти о кораблях, погибших в 1942 г. на просторах северного Каспия и фарватере Волги.

И это лишь один из отголосков той страшной войны, когда нацисты были остановлены в двух шагах от Астрахани, в калмыцких степях.

Великая Отечественная вошла в наш город с потоком беженцев и раненых солдат из-под Сталинграда. Туда же отправлялись и наши земляки, чтобы защитить город Сталина и удержать немцев на волжских рубежах, не дав им просочиться вглубь России.

Но если сухопутные войска Вермахта и были остановлены на подступах к Астрахани, то немецкие бомбардировщики практически безнаказанно могли бомбить территорию области, корабли на Каспии и Волге.

Эти налеты наполнили полноводную реку смертоносным железом…

И делалось это для того, чтобы лишить Красную Армию боеприпасов, продовольствия, а главное – нефти. Нефти, без которой нельзя было победить в этой страшной «войне моторов». Ведь еще не были открыты нефтяные месторождения Западной Сибири с ее огромными запасами. Вся мощь Красной Армии лежала на плечах бакинской и грозненской нефти, доставка которой была возможна лишь водным путем через Каспий и Волгу. Именно поэтому нацисты бомбили и минировали эту важную транспортную магистраль.

А вот как описывает это непосредственный участник тех событий – К. Фритцше, летавший в качестве бортового стрелка на бомбардировщике Хейнкель-111 из состава бомбардировочной эскадры №100,базировавшейся в Ростове-на-Дону: «Снова вечером 19 июня (1943 г. – прим. авт.) подготовка очередного рейда. Одна эскадрилья – минировать Волгу, две эскадрильи – бомбить суда на Каспийском море».

Иными словами, судоходная линия Нижнего Поволжья оставалась одной из важнейших целей для немецкого командования, поскольку бомбардировка и минирование фарватера продолжалась и после завершения Сталинградской битвы. Косвенное подтверждение этого вывода мы находим все в той же книге. Попав в плен в своем первом боевом вылете, после допросов в г. Астрахань, К. Фритцше пишет: «Мне становится ясно, что наши мины причиняют большой вред судоходству по Волге. Но принцип действия немецких мин ещё не вскрылся и они надеются, что от нас могут получить соответствующую информацию. Но, слава Богу, мы об этом ничего не знаем. Принцип действия этих мин является тайной специализированного персонала аэродрома, а лётный персонал прошёл обучение только на сбрасывание мин с незначительной высоты в фарватер русла реки».

Из этих мемуаров можно узнать и о жертвах безжалостных бомбардировок на Северном Каспии: 19 июня 1943 г. один из экипажей, базировавшихся в Ростове, потопил в открытом море нефтеналивную баржу и плавучий рыбозавод.

Но началось всё гораздо раньше…

23 июня 1942 г. было произведено первое минирование фарватера Нижней Волги. Атакам немецких бомбардировщиков подверглись нефтеналивные суда, а также железнодорожные узлы г. Астрахань и пос. Нижний Баскунчак.

26 июня 1942 г. в Астрахани был разбомблен судоремонтный завод им. В.И. Ленина, получивший в результате налета серьезные повреждения.

Самым суровым выдался сентябрь 1942 г. Нацисты массированно, день за днем, бомбили цели на территории Астрахани и области.

Из этой страшной мозаики складывается вся трагедия страны. Война входила в каждый дом, практически по всему Советскому Союзу.

Именно поэтому, всматриваясь в фотографию мая 1945 г. (на которой видно, что башни Кремля лишены деревянных крыш), в день, когда весть о том, что Германия разбита, вошла в наш город, хоть и не до конца, но понимаешь ликование на лицах астраханцев. Это радость людей, ставших частью этой Победы. Победы, ковавшейся и на волжском фарватере.

Именно поэтому нам бы хотелось, чтобы ежегодно 23 июня по Волге проходил корабль и длинным гудком возвещал всему городу, что в этот далекий день в 1942 г. первые бомбы упали на Астрахань, первые мины легли на дно нашей судоходной реки. И что, несмотря на все тяжести миллионы советских граждан, среди которых были и наши земляки, боролись и погибали за светлое будущее. За нашу с вами свободу, цену которой многие из нас позабыли.

В.А.М., астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 25 (684)