Всем памятны события 2011 года со взрывом дома по улице Николая Островского. Но я сейчас - не о причинах взрыва, а об его последствиях для граждан. Обрушился полностью лишь один подъездный блок, однако все жильцы пострадавшего дома получили новое, фактически равноценное жилье. Получили вне зависимости от того, было ли то жилье муниципальным или принадлежало гражданам на правах собственности.

Ну, и конечно, никто не предлагал бывшим жильцам дома снести дом своими силами. Это присказка.Теперь, собственно, сама сказка.

Есть в Ахтубинске три дома - № 3 и № 5 по улице Андреева и дом № 19 по ул. Сталинградской. Все они признаны в установленном порядке аварийными. Т.е. проживание в них представляет угрозу жизни и безопасности граждан.

В соответствии с Жилищным кодексом людям, жившим в квартирах по договору социального найма, предоставили нормальное жилье, по метражу и количеству комнат соответствующее изымаемому жилью в аварийном доме.

А вот собственники квартир оказались в гораздо менее комфортной ситуации. Администрация города направила им уведомления о признании их домов аварийными, предложения о самостоятельном сносе домов и в качестве вишенки на торт предложила для временного (а что может быть постояннее временного?) проживания комнатки в маневренном фонде. Размер предлагаемого жилья таков, как пишет мне одна из заявительниц, что в «каморку» можно поставить лишь раскладушку, пару стульев и тумбочку под телевизор. А качество этого маневренного фонда соответствует уровню аварийного, трущобного.

Выглядит оно так.

Естественно, граждане не решаются выезжать из своих аварийных квартир и заселяться в «тараканьи норы». Обращаются в администрацию города, в прокуратуру, в министерство строительства области. А в ответ, как и следует ожидать, ссылки на статью 32 Жилищного кодекса.

Не знаю, чем руководствовались авторы части 10 данной статьи, но очень хотел бы своими глазами увидеть хоть одного из них, получившего предложение от уполномоченного на то органа исполнительной власти о самостоятельном сносе своего многоквартирного дома, вдруг признанного аварийным. Как авторы представляли себе снос жильцами трех-, пяти-, девяти- и более этажного дома?

Как бы то ни было, но закон есть закон, потому применяются в случае признания многоквартирного дома аварийным именно эти нормы.

И лишь тогда, когда в доме происходит взрыв в канун выборов Президента и на место чрезвычайной ситуации приезжает премьер-министр, кандидат в Президенты, квартиры собственникам жилья предоставляются без проволочек и предложений о сносе ставшего опасным для жизни дома.Иначе признание дома аварийным для собственника решение о предоставлении ему нового жилья по договору мены или о выплате выкупной стоимости изымаемой квартиры будет приниматься долго, с многочисленными отписками и переписками администрации и собственниками в соответствии с ЖК и разъяснениями Пленума Верховного суда РФ № 14 от 2 июля 2009 года. Так было с собственниками квартир рухнувшего общежития на Савушкина, так происходит с домами в Ахтубинске, так будет с любым другим домом, ставшим опасным для проживания.

Казалось бы, что проще? После признания дома аварийным, администрации города уведомить всех жильцов об этом печальном факте. Предложить собственникам, как того требует закон, снести или реконструировать дом, провести общее собрание жильцов. И, если они принимают решение об отказе самостоятельно сносить свой дом (а иное в многоквартирном доме практически и невозможно), в установленном законом порядке предлагать людям либо жилье по договору мены, либо выкупную стоимость по согласованию сторон.

Но, согласитесь, это – слишком простой путь, который к тому же сопряжен с бюджетными тратами либо в натуральной форме (квартиры), либо с тратами в денежном выражении. Квартир, возможно, на всех не хватает, а денег в бюджете и того меньше. Вот, наверное, и стараются потянуть время, распихать людей по ужасающим комнатенкам, а, коли откажутся, то дать им возможность рисковать своей жизнью, добиваясь их выселения через суды (время-то идет!).

P.S. Конечно, это – только версия. А на самом деле все представители власти озабочены поисками жилья для ахтубинцев, чьи дома стали опасными для жизни.

Александр Каманин,

kamanin-alex.livejournal.com/86058.html