Система образования и вызовы современного мира, проблемы наставничества и поддержка талантливых детей – эти и многие другие вопросы сегодня в Астрахани обсуждают эксперты со всей страны. Почти сотню специалистов в нашем городе собрал Всероссийский форум «Дополнительное образование – социальный институт развития регионов».
Мероприятие открывало пленарное заседание на тему «Институты развития образования как ресурс формирования новой системы дополнительного образования Российской Федерации».
По словам ответственного секретаря Проектного комитета по основному направлению стратегического развития РФ «Образование» Арины Сафуановой, дополнительное образования – один из самых успешных приоритетных проектов, которые реализуются сегодня. Хотя, отмечает она, много лет достойного внимания этому направлению не уделялось.
«Сейчас дополнительное образование выходит на первый план, становится более важным, чем школьное, - подтверждает в своём выступлении глава минобрнауки Астраханской области Виталий Гутман. - Прежде всего потому, что это оно менее регламентировано, предоставляет свободу пространства. Коллективы здесь формируются по интересам, а деятельность исключительно развивающая».
Именно в системе дополнительного образования, уверен министр, в основном происходит формирование выбора профессии.
«В астраханских школах ребята работают с аквапоническим оборудованием. Это не только помогает им на практике понять процессы жизнедеятельности живых организмов, но и во многом закладывает предпринимательские навыки, - поясняет Виталий Гутман. - Мы презентуем аквапонику как школьный бизнес-проект: продукция, полученная в результате работы с оборудованием, должна быть реализована».
С тем, что допобразование даёт ребёнку возможность попробовать себя в разных направлениях, согласен и заместитель генерального директора Фонда новых форм развития образования Евгений Зак. Более того, предоставлять такие возможности – основная задача сферы.
«Дополнительное образование вариативно и незарегулировано. Здесь легко внедрять новые, отличные от школьных, методы взаимодействия с детьми, использовать современные технологии, работу в команде и т.д. Система повышения квалификации педагогов должна отвечать духу времени, запросам детей и родителей. Вот почему мы хотим, чтобы регионы активнее делились опытом в этом направлении», - подчёркивает Евгений Зак.
Заместитель директора направления «Социальные проекты» АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Анастасия Зырянова, также приехавшая на форум, уверена: главным в школьном образовании становится не освоение всеми одинакового набора знаний, а раскрытие индивидуального потенциала каждого. И этому способствует дополнительное, или неформальное, образование.
«Мы живем в мире, который меняется ежечасно. Сейчас в образовательные организации требуются специалисты, которые могут не только решать по заранее определённому алгоритму задачи, но и креативить. Мы должны научить детей непрерывно осваивать новые компетенции», - заявляет эксперт.
Именно поэтому Агентство стратегических инициатив поддерживает те проекты, которые максимально раскрывают личность учеников и их способности. Это проект «Учи.ру» (платформа, где дети в игровой форме изучают основы математики), «Открытая школа» (интерактивные уроки для детей), «Одарённые дети» (портал, где собраны все онлайн-конкурсы, в которых могут принять участие ребята) и т.д. Во многих из них наш регион принимает активное участие.
Кстати, работа Астраханской области в реализации приоритетного проекта «Дополнительное образование» высоко оценена на федеральном уровне, рассказал Евгений Зак журналистам.
«Все проекты регион выполняет качественно и в срок, развивая их в дальнейшем и показывая отличные результаты», - подчеркнул он.