Бурное прошлое Астраханского региона, оставившее большие проблемы в вопросах экологического благополучия населения, заставляет сейчас искать пути к оздоровлению обстановки.

Среди объектов, которые нанесли и в данный момент наносят значительный ущерб пахотным землям, населению, животному и растительному миру, можно считать калмыцко-астраханскую оросительную систему, ныне забытую и заброшенную, которая проходила по степным просторам от Чёрного яра до чуть ли не столицы Калмыкии – Элисты.

Итог этой «стройки века» - засоленные и заболоченные территории на многих сотнях километров, закопанные в землю миллиарды рублей. А вот отдача оказалась мизерной. Больших урожаев так и не получили, хотя распахали тысячи гектаров.

Программа мелиорации пустынных и полупустынных степей оказалась проваленной. И отчасти не потому, что осваивали эти степи люди, не желающие благополучия стране и, в частности, Астраханской области, а потому, что как раз в это время началась перестройка. Надо было перестраиваться в умах, а перестраивать стали в экономике. От такой революционной перестройки остановились тысячи заводов и сельскохозяйственных предприятий, оказавшись вроде бы как ненужными, неэффективными. Под знаменем борьбы за эффективность пошли под откос и некоторые довольно успешные производства. В их числе оказалась и начинающая давать первые урожаи калмыцко-астраханская оросительная система. Оказавшись без поддержки и финансовой помощи, остановились насосные и электрические станции и подстанции, оборудование, техника, обслуживающая уникальную по тем временам оросительную систему. Вскоре всё, что можно было, разграбили и разломали. И теперь только контуры каналов, в некоторых из которых до сих пор стоит солёная вода, напоминают о том, что здесь когда-то кипела жизнь…

Другим загрязнителем окружающей среды практически в окрестностях Астрахани нужно, думаю, назвать целлюлозно-картонный комбинат. Пока он работал, особых нареканий в его адрес не было. Жители посёлка Бумажников и ближайших населённых пунктов сетовали только тогда, когда в воздухе витали пары и газы от производства целлюлозы. А так, в целом, местному населению было грех жаловаться. Ведь ЦКК был, как теперь говорят, градообразующим предприятием. Стало быть, основное население работало здесь. Комбинат строил жильё, объекты бытового, коммунального и культурного назначения. Местный дворец культуры был, как тогда писали, одним из лучших в Поволжье. И вдруг, как мановению палочки, предприятие, которое было не на плохом счету в отрасли, стало чахнуть. Закрывались один за другим цеха, отдельные службы. И, в конце концов, комбинат обанкротился. Причём, банкротили его неоднократно. Приходил новый руководитель – открывал производство, приходил другой – закрывал. Вот такие циклы были в деятельности этого предприятия.

Начались все невзгоды ЦКК всё с той же перестройки. Не нужным оказался комбинат стране, области. И как ни пытались наладить здесь новые производства вместо выработки целлюлозы, так и не нашли. Трудности с поставками камыша, на котором работало предприятие, а потом и другие неурядицы поставили на комбинате крест.

Целлюлозно-картонное производство, естественно, нельзя назвать экологически чистым. Пары, газы, отработанная в химических растворах вода, которую отводили в степь, конечно же, наносили определённый вред и окружающей среде, и населению. Взять, к примеру, так называемые пруды испарения. Они находились в непосредственной близости от окружной дороги федерального значения. Когда работал комбинат, они были под постоянным контролем экологов. После закрытия производства эти пруды оказались бесхозными. И, в конце концов, сначала превратились в зловонную жижу, а потом в солонец, который ветер гонит во все стороны. В сильную жару этот солонец может гореть. И горит. Да ещё как. Вспомним последние годы, когда над этими прудами стоял едкий дым, от которого слезились глаза, и першило в горле. А ведь в то время, когда работал комбинат, воду из этих самых прудов использовали для поливов бахчевых и овощных культур. Правда, всего в течение нескольких сезонов. А вот тополиную рощу, посаженную вблизи прудов, поливали до тех пор, пока не остановили целлюлозно-бумажное производство. И она росла и красовалась многие годы.

По данным службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, в нашем регионе выявлено около 50 объектов прошлой производственно-хозяйственной деятельности. Они, естественно, наносят определённый ущерб. Кроме уже названных, можно назвать ещё несколько. Например, затонувшие суда. Их ещё много на дне Волги и в её притоках, а также ржавеющих на берегах. Да что там реки и речушки! В черте областного центра обнаружено скопление битума в жилом квартале на стыке улиц Красноармейской и Ботвина. А в районе Татарской Башмаковки нефтяные отходы во время паводка попадают в Волгу и Кизань. Можно назвать и некоторые другие объекты, которым уже многие годы не уделяется внимания. А сколько незаконных свалок образовалось только за последнее время! Ими, по официальным данным, занято 300 с лишним гектаров земель сельскохозяйственного назначения. По подсчётам аналитиков, только за один последний год на незаконных свалках области скопилось четверть миллиона тонн бытовых отходов. А ведь за благополучие окружающей среды и экологии у нас отвечают сразу несколько ведомств. Это Росприроднадзор, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, служба природопользования и охраны окружающей среды, природоохранная прокуратура. Выходит, как в той поговорке: у семи нянек дитя без глазу? Отчасти так. Тем не менее, согласно отчётам, общими усилиями всех, так сказать, заинтересованных лиц, за 2013 год было возбуждено 715 дел об административной ответственности. На нарушителей природоохранного законодательства наложено штрафов на общую сумму 2,6 млн. рублей. Кроме этого, во время рейдов ликвидировано 953 несанкционированные свалки.

В общем, не теми темпами, но всё же кое-что делается. И, надо полагать, будет делаться и дальше. К этому обязывает комплексная целевая программа по обращению с бытовыми отходами в нашем регионе, рассчитанная до 2015 года. А в перспективе она может быть продолжена до 2020 года.

Борис Стрелецкий,

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 50 (560), 27.12.2013 г.