Бонусы царского режима. Подавляющее большинство никого не подавляет, если мотивировано на внятные реформы, реально улучшающие жизнь
Ещё в студенческие годы зародилось одно тогда крамольное сомнение. Как смогли малограмотные революционные массы на пустом месте сотворить настоящее экономическое чудо? Гигантский металлургический комплекс – Магнитка, Днепрогэс, ирригация миллионов засушливых гектаров Средней Азии, московское метро, тысячи километров железных дорог и т.д.

Как удалось простым рабочим от станка и крестьянам от сохи так быстро вытащить страну из разрухи, голода и холода? Не просто спасти, а буквально возродить огромное государство без помощи репрессированной и изгнанной отовсюду (а то и уничтоженной) царской интеллигенции – учёных, инженеров, техников-строителей. По щучьему велению и по пролетарскому хотению всё возникает только в сказках.

Массовый энтузиазм и героизм молодых строителей нового мира, безусловно, поможет, например, быстро перекрыть Волгу или Днепр, но соорудить гидроэлектростанцию со сложными инженерными коммуникациями без знаний и опыта совершенно невозможно.

Советская пропаганда была продумана до мелочей. И во многом преуспела. Она деликатно замалчивала то, что могло бы, по мнению пропагандистов, хоть как-то принизить роль и значение пролетариата. И наоборот – раздувала до вселенских масштабов результаты обычного людского труда.

В книгах и кинофильмах сквозь социалистический реализм иногда пробивались «антигерои» – перевоспитавшиеся одиночки царской интеллигенции: учёные, инженеры, помогавшие рабочему классу строить новый мир. Но то были именно прозревшие одиночки, порвавшие со старым режимом. Хотя и без них, трубила пропаганда, пролетариат мог легко бы справиться. Так ли это на самом деле?
Недавно натолкнулся на публикацию известного учёного историка, профессора Высшей школы экономики Михаила Давыдова «Двадцать лет до Великой войны. Российская модернизация Витте – Столыпина». Удивительные, во многом неожиданные факты и цифры обнаружились в жизни предреволюционной России.
Например, строительство знаменитой Магнитки было запланировано Госсоветом Российской империи ещё в 1915 году. Несмотря на начало войны, начаты изыскания и подготовительные работы. А обводнение пустынных земель средней Азии начали ещё в 1901 году. В 1912 году там уже работали первые в стране экскаваторы. Вспомним, кто у нас рыл печально известные судоходные каналы и котлованы под мартеновские печи после октябрьской революции в России? Заключённые, в том числе и противники сталинской деспотии.

Не менее интересные исторические факты и по поводу отношения «кровавого» царского режима к угнетенным крестьянам. В рамках компании столыпинского переселения людей в Сибирь было закуплено и роздано 70 тысяч лошадей для безлошадных крестьян. А это примерно стоимость семидесяти тысяч «Лад» или в три раза больше – минитракторов! «В 1906 году на станциях детям переселенцев выдано 76635 порций молока с полуфунтом белого хлеба. Горячих обедов двести тыщ…». Вот вам и загнивающий «беспощадный» монархический режим.

И ещё об «угнетённых» российских крестьянах. В 1906-1913 годах кредитные кооперативы выдали крестьянам 2,3 млрд. рублей в виде ссуд. Для сравнения – это в шесть раз больше, чем ушло на предвоенную модернизацию российского флота. Страна готовилась к войне, но на реформы денег не жалела!

В 1913 году более 30 процентов семей российской империи имели сберегательные книжки. Нищие сберкнижки не заводят. А по тем меркам это и был, как сейчас сказали бы, средний зажиточный класс. Сегодня средний класс составляет примерно 15 процентов, включая пять процентов сверхбогатых.

К чему я привёл эти факты и что меня так удивило? Конечно же, не враньё советской пропаганды, скрывавшей факты запланированной новой масштабной модернизации экономики царской России. Как будто замыслы империи и подготовленные ею проекты реформ обесценят достижения советской власти. И принизят действительно великий трудовой подвиг молодого поколения тех героических лет. Наоборот: бонусы от царского режима лишь подтверждают преемственность и историческую взаимозависимость поколений русского народа. Но пропаганда есть пропаганда. Холопы от пера всегда начеку и под рукой у любой власти. Это их проделки из желания угодить, взамен, конечно, на привилегии. Речь не о них, разговор о другом. Восприимчив ли наш народ к модернизации, способен ли он вообще на реформы, о чём стали сомневаться телевизионные политологи-болтуны? Ещё как способен! Опыт радикальных столыпинских преобразований убедительно доказывает, что народ может всё. В том числе осторожный, обожжённый горьким итогом шоковых терапий и непродуманных приватизаций – российский народ. Если, конечно, толком объяснить и доказать, что это будут реальные перемены к лучшему для большинства, а не опять земной рай для кучки избранных.

Народ меняется, когда понимает необходимость и неизбежность перемен, когда реформы действительно изменят его жизнь к лучшему. На это способен даже глубоко суеверный и неграмотный народ, как, повторюсь, убеждает опыт тех же столыпинских реформ в царской России. Блестящие преобразования вывели тогда Российскую империю в ряд самых экономически развитых стран Европы.

Те реформы учат и другому. Уже тогда правительство понимало, что без контактов с обществом все задумки могу провалиться. И настойчиво искало подходы к разным слоям малограмотного российского общества. Учёный историк М. Давыдов описывает эти непростые усилия, которые, конечно, не всегда приводили к желаемому результату. Но, большинство всё-таки поверило в немыслимые по тем временам изменения самого уклада русской жизни. И поддержало власть. Сейчас бы сказали, что царское правительство старалось добиться понимания и доверия со стороны гражданского общества. А что изменилось с тех пор? Общество стало много грамотнее, правда и недоверия больше – обманывали его слишком часто… Но всё-таки разговоры о неспособности или даже противодействии русского народа любым реформам – откровенно глупая выдумка телевизионных пропагандистов.

Много-много лет тому назад на боковой стене Зимнего дворца висел «царской ящик». Туда горожане могли опускать свои челобитные. Это было что-то наподобие современной «горячей линии». Так самодержавная власть пыталась строить обратную связь со своими подданными. Прошло больше века, и ничего принципиально нового в этих отношениях люди так и не придумали.

Никто не собирается раскрашивать царское самодержавие в России или дополнительно очернять советскую власть. Бессмысленное занятие. Кто-то и сегодня боготворит царя Николая, кто-то любит коммунистов, а есть ожидающие возвращения усатого узурпатора Джугашвили, загубившего миллионы русских людей. Время уже всё расставило на свои места! И убедительно доказало (в который раз!), что власть, идеология, построенные на мифах, полуправде и откровенной лжи рано или позже оказываются на свалке истории.

Прагматичные и умные власти во все времена стремились к налаживанию хоть какого-то диалога с просвещённым и простым людом. И если это удавалось – реформы и преобразования давали ошеломляющие результаты. Когда нет – противостояние заканчивалось кровавой смутой времен царя Грозного или гражданской войной, как произошло сто лет тому назад.

Николай Василич, журналист
Астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», №6 (716), 2017 г.