Государство не на шутку озаботилось алкоголизацией населения страны. И не удивительно.
По данным Роспотребнадзора, у нас сейчас более пяти миллионов алкоголиков. Пьянство становится настоящей бедой общества и прямой или косвенной причиной смертности. 15 процентов женщин и 30 процентов мужчин. Это, примерно, 500 тысяч человек в год.
Настораживает и детская статистика. Социологи подсчитали, что винно-водочную продукцию, пиво и другие слабоалкогольные напитки ежедневно употребляет каждая пятая девочка 13 лет. Ещё страшнее статистика с мальчиками.
Недавно правительство страны приняло постановление, направленное на ограничение потребления алкоголя населением и, в первую очередь, молодым поколением.
В правительственном постановлении определены места, где ограничена или совсем запрещена продажа спиртных напитков, названы целые безалкогольные зоны или зоны трезвости, как их иногда называют. Определены границы этих зон и расстояния до них. Они должны быть на одинаковом расстоянии от запретных мест. И устанавливают их муниципальные власти. Никакого исключения для тех или иных предпринимателей в торговом секторе не предусмотрено. Все они должны быть в равных условиях. Эта мера введена в постановлении правительства для того, чтобы исключить коррупционный фактор для неугодных предпринимателей определенные преграды и трудности. При этом в постановлении правительства пояснено, что местные власти могут корректировать указанную величину до магазинов в пределах 30 процентов, учитывая конкретные особенности местности и застройки. В общем, точного расстояния до торговых точек в постановлении не указано. Это отдано на откуп местным властям.
Что и говорить, хорошее постановление. Но соблюдается ли оно так, как задумано и как определено в правительственном документе? Не знаю как в других местах, а вот в микрорайоне «Северный», что в Трусовском районе г. Астрахани, на мой взгляд, серьёзные отступления от указанных норм по соблюдению зон трезвости. Судите сами. В центре названного микрорайона три продуктовых магазина, которые кроме прочих продуктов торгуют вином, водкой, пивом, получая, естественно, неплохой доход от этого. К тому же, магазин «Фламинго» является круглосуточным и, стало быть, имеет неплохой доход в ночное время. Ведь чего греха таить, выпить и закусить в ночное время желающих хватает. И, думаю, даже больше, чем в дневное время. Аэропортов и вокзалов в микрорайоне нет. Что касается лечебных учреждений, то местная поликлиника от названных магазинов далеко и в зону трезвости не попадает. В микрорайоне четыре учебно-воспитательных учреждения: школа, детский сад, интернат для детей из неблагополучных и малообеспеченных семей и детский дом № 1. Все они удалены от магазинов, а вот детский дом рядом – в сотне, а то и меньше, метров. Магазин «Фламинго» - так тот и вовсе рядышком – через дорогу. Но когда вступило в силу постановление правительства, и надо было ликвидировать в торговых точках спиртное – странно как-то получилось. «Фламинго», которое ближе всех к детскому дому, весь горячительный набор напитков в виде водки, вина, пива и прочего дурманящего пойла оставили неприкосновенным. В неприкосновенности оставили алкогольную продукцию и в другом продуктовом магазине. А в третьем – крепкие напитки «конфисковали», но оставили пиво. Странно получается. Дело в том, что оба продуктовых магазина находятся в одном жилом доме, на одном этаже – на первом, и разделяет их только стена. Вышел из дверей одного магазина, завернул за угол – вот и второй. Почему так сделано, приходится только догадываться. Если во внимание брали расстояние от детдома до этих магазинов, то тут разница в пяти-шести метрах вряд ли могла оказаться серьёзной в определении алкогольной продукции. Видимо, тут сыграл какой-то другой фактор….
Такая вот картина маслом в борьбе с алкоголизацией в отдельно взятом микрорайоне получается.
Борис Касаткин,
"Факт и компромат" № 5, 08.02.2013 г.