Как только сходит лед, и рыбаки усеивают берега Волги и ее притоков, когда открывается весенняя путина, начинается активная фаза очередной кампания по борьбе с браконьерством.
Простые астраханцы, еще помнящие рыбное изобилие и его доступность, всерьез обеспокоены тем беспределом, которое творится на воде. Резонно раздаются вопросы и в адрес руководства региона, и в адрес контролирующих структур: что делается для того, чтобы это остановить?
К сожалению, браконьерство было и есть. Только его форма становится все более изощренной, а масштабы все объемней. И если объемы незаконно добытых осетровых с каждым годом снижаются, то масштабы промыслового браконьерства растут в прогрессивной пропорции.
Речь идет не о местных жителях и приезжих, которые устраивают палаточные лагеря на речных берегах и ловят рыбу, что говорится «на котел». Браконьерством, т.е. уничтожением, истреблением рыбы, занимаются те, кому государством дано право ее ловить в строго определённых объемах. Зачастую это требование игнорируется. На выходе - тысячи тонн обезличенной рыбной продукции.
Правоохранительные и контролирующие органы регулярно информируют общественность о выявленных правонарушениях в сфере рыболовства, вскрывают противоправные схемы «отмыва» денег, ухода от налогов, получение незаконной прибыли.
Астраханские районные суды и высшие судебные инстанции выносят решения о признании выявленной рыбной продукции недоброкачественной и подлежащей уничтожению. Однако, законные действия контролирующих и судебных инстанций почему-то вызывают крайне негативную, а порой и агрессивную реакцию отдельных должностных лиц рыбопромысловых организаций.
В адрес правоохранительных органов «сыпятся» необоснованные и надуманные обвинения - от рейдерского захвата до покровительства браконьеров-промысловиков. Не гнушаются они и вовлечением некоторых региональных журналистов взамен на «разгромные» заказные статьи. При этом, не задумываясь о последствиях как для авторов недостоверных, клеветнических статей, так и для редакций в целом.
Если посмотреть сайты Астраханских судебных инстанций (astrahan.arbitr.ru), а также сайт Двенадцатого арбитражного суда г. Саратов (12aas.arbitr.ru), можно найти много решений суда в отношении астраханских предпринимателей, осуществляющих рыбопромысловую деятельность.
Только в прошлом году судами привлечены к ответственности несколько индивидуальных предпринимателей и должностных лиц организаций за нарушения правил рыболовства, требований технического регламента, порядка хранения, обработки и транспортировки рыбной продукции.
В сентябре 2017 года ООО «Рыбодобывающее предприятие «Дружба»» оштрафовано на 50000 рублей за нарушения обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации.
В октябре 2017 года Арбитражный суд Астраханской области привлек индивидуального предпринимателя В.А. Аверьянова, кстати, зарегистрированного в г. Саратове, к административному штрафу, а изъятую продукцию (около 5 тонн рыбы) исключить из оборота и уничтожить. В декабре прошлого года Двенадцатый Арбитражный апелляционный суд оставил без изменения решение предыдущей инстанции, а жалобу предпринимателя - без удовлетворения. Спустя два месяца этот же предприниматель снова был привлечен к административной ответственности. Свыше 30 тонн рыбной продукции направлено на уничтожение.
В октябре минувшего года за аналогичные нарушения суд привлек ООО «Рыбный мир» к административному штрафу и уничтожению почти 2 тонн рыбной продукции.
В январе 2018 года Арбитражный суд Астраханской области указал астраханскому предпринимателю Унжакову С.Н. направить на уничтожение 40 тонн рыбы, которая хранилась без надлежащей маркировки.
Но самый большой объем обезличенной рыбной продукции был выявлен на территории Рыболовецкого колхоза имени В.И. Ленина. Почти 700 тонн замороженной рыбы не имели маркировки или любой другой информация, которая указывала бы на производителя, вид рыбной продукции, дату выработки, сроках и условиях хранения. Стоит ли говорить, насколько важна эта информация для потребителя? Ведь это гарантия качества продукции, а, соответственно, ее безопасности для здоровья.
К слову, некоторые должностные лица этой организации не отличаются законопослушностью. За последние несколько лет работники организации неоднократно привлекались к ответственности за нарушения правил рыболовства, нарушения хранения рыбной продукции. Кстати, в 2012 году на страницы "Факта и компромата" (№ 34, 04.11.12 г.) попадала и фамилия одного из учредителей РК имени В.И. Ленина Сызранова П.Н. Тогда издание писало о задержании в личном гараже начальника Астраханского отдела ВКТУ Сызранова Валерия Павловича с 84 кг рыбы осетровых пород и с крупной суммой денег. По факту было возбуждено уголовное дело. «Стоить заметить, что родной отец указанного начальника отдела ВКТУ Сызранов Павел Николаевич работал звеньевым колхоза «Рассвет» Наримановского района, под контролем своего сына», -пишет автор.
Весенняя путина началась. Видимо, на страницах региональных изданий вскоре вновь появятся сообщения об очередных нарушениях на промысле.
В Астрахани решению проблемы помогают СМИ и общественные организации. Они могут привлечь внимание к проблеме, ее обсуждению, вскрытию причин, условий и поиск ее решения. Этого же принципа, исходя из публикаций в СМИ, придерживаются активисты новой для региона партии «Гражданская сила», возглавляемую Александром Алымовым. В политический совет вошли журналисты Максим Терский, Глеб Иванов и другие общественники и активисты региона.
Подводя итоги работы партии за прошлый год, ее руководитель, Александр Алымов, пообещал, что будут продолжать держать на контроле тему сохранения уникального биоресурса края, освещать ее и привлекать к решению высокие инстанции: «Из года в год я обращаюсь к астраханцам с одной и той же просьбой: не закрывайте глаза на беспредел, который встречаете на воде. Только наше с вами неравнодушие способно изменить ситуацию и оставить надежду, что потомки также будут гордиться нашей малой родиной и называть ее рыбной столицей России». Ведь только комплексный подход, по мнению губернатора Астраханской области, может решить проблему и навести порядок на Волге.