Прокурорская работа

В минувшем году приоритетные направления нашей работы определялись с учетом поручений президента Российской Федерации, требований Генеральной прокуратуры и состояния законности в Астраханском регионе. Постоянного внимания заслуживали вопросы защиты трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав граждан, интересов социально уязвимых слоев населения, в том числе несовершеннолетних.

Прокурорскими проверками охвачены сферы исполнения законов о здравоохранении, образовании, жилищно-коммунальном хозяйстве, землепользовании, соблюдения бюджетного и налогового законодательства. Особое место занимает работа по обеспечению законности в уголовном и гражданском судопроизводстве.

Выявленные прокурорами нарушения закона исчисляются десятками тысяч. При этом основной нашей задачей остается: реальное устранение всех вскрытых нарушений, их последствий, а также принятие мер по исключению подобных нарушений в дальнейшем.

В этих целях, в защиту интересов граждан, общества и государства предъявлено более 10 тыс. исков на сумму около 180 млн. рублей. За допущенные нарушения закона по инициативе прокуроров в административном порядке наказано более 3 с половиной тысяч лиц, свыше 5 тысяч привлечено к дисциплинарной ответственности. По материалам надзорных проверок возбуждено 245 уголовных дел.

Результаты нашей работы доводились до сведения населения через средства массовой информации и Интернет. Проведена определенная работа по разъяснению законодательства.

Традиционно повышенное внимание уделяется надзору за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления. В течение года органами прокуратуры оспорено 950 нормативных актов, в том числе 30, принятых областными органами власти.

Посредством изучения проектов реализуются меры по предупреждению принятия незаконных нормативных правовых актов. Замечания внесены на 230 проектов нормативных актов.

Втрое возросла активность районных прокуроров по направлению в органы местного самоуправления представлений, информационных писем, предложений о необходимости корректировки местного нормотворчества в связи с изменениями федерального законодательства. В 2 раза увеличилось количество разработанных и предложенных муниципальной власти модельных нормативных актов. В 11 случаях реализовано право нормотворческой инициативы.

В свою очередь, в порядке реализации права законодательной инициативы прокурора области, Думой принято 5 законов, в том числе направленных на устранение из региональных законов коррупциогенных факторов.

Также, по инициативе прокуратуры области, в закон об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений внесены изменения в целях регламентации порядка бесплатного приобретения земельного участка для жилищного строительства гражданами, имеющими трех и более детей.

Защита прав граждан

Это одна из основных целей нашей работы. Более половины нарушений федерального законодательства затрагивает права и свободы человека и гражданина.

По-прежнему актуален надзор за исполнением трудового законодательства. Распространены факты нарушения сроков оплаты труда, сокращения штатов квалифицированных работников, несоблюдения требований охраны труда.

Прокуроры на местах и аппарат прокуратуры принимали комплекс правовых мер, направленных на предупреждение задержек в выплате зарплаты и исправление ситуации там, где она стала приобретать критические черты.

Эффективно себя показала мобильная рабочая группа по проверке исполнения законодательства об оплате труда с выездом в районы области, которой в необходимых случаях проводились проверки предприятий и оказывалась практическая помощь прокурорам. Активно действует межведомственная рабочая группа. В ходе ее работы 13 руководителям объявлены предостережения о недопустимости нарушения закона.

В результате проведенных в течение года мероприятий задолженность по заработной плате в размере около 180 млн. рублей погашена на 43 предприятиях области.

По данным Астраханьстата, на конец года, как и сейчас, на территории области долги по зарплате имеет одно предприятие – ООО УК «Домоуправление-1» в сумме более 2 млн. рублей.

Уголовное дело в отношении директора предприятия Сереченко рассмотрено Ахтубинским районным судом с вынесением обвинительного приговора. Судом также рассмотрено и удовлетворено 90 заявлений, предъявленных прокурором в интересах работников предприятия, на сумму более 3 млн. рублей.

Не прекращается работа по выявлению скрытой задолженности по зарплате. За сокрытие таких сведений прокурорами возбуждено 17 административных дел, которые рассмотрены с наложением на виновных взыскания в виде штрафа.

Кроме того, выявлены недостатки в деятельности самого Астраханьстата при учете таких сведений, а также в работе управлении службы судебных приставов при исполнении судебных решений.

Жилищные вопросы

Проблема ликвидации аварийного жилищного фонда относится к числу первоочередных задач социально-экономического развития области, поскольку в аварийном и ветхом жилье проживает более 67 тыс. человек.

В сфере обеспечения жилищных прав граждан органами прокуратуры области за год выявлено свыше 1100 нарушений закона. В том числе обращено внимание Правительства Астраханской области на отсутствие в субъекте межведомственной комиссии по признанию жилья ветхим и аварийным.

Исходя из значимости проблемы, областной прокуратурой создана межведомственная рабочая группа по вопросам соблюдения прав граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье.

Необходимо продолжать работу по решению проблемы обеспечения жильем детей-сирот. Прокурорами в целях защиты их жилищных прав к Правительству области предъявлено 570 исков об обязании обеспечить таких лиц жилыми помещениями.

С учетом анализа состояния законности в адрес председателя Правительства области внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Соответствующая информация направлена в адрес губернатора и председателя Думы.

Принимаемые меры способствовали увеличению объёма бюджетных ассигнований на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа с 38 до 65 с половиной млн. рублей. В общей сложности на денежные средства областного и федерального бюджетов реализовано право на внеочередное предоставление жилья 106 граждан указанной категории.

Проблемы ЖКХ

Несмотря на отсутствие крупных аварий и срыва отопительного сезона, по-прежнему имеют место факты незаконного ограничения подачи энергоресурсов и оказания коммунальных услуг гражданам, являющимся добросовестными плательщиками.

Анализ прокурорской практики свидетельствует о повышении эффективности принимаемых мер. Втрое возросло число возбужденных по материалам прокурорских проверок административных производств и уголовных дел.

По массовым нарушениям, ущемляющим права граждан, выявленным во всех отраслях жилищно-коммунального хозяйства прокурорами предъявлено 70 исков.

Так, прокурором Ленинского района оспорены незаконные действия «Лукойл» по отказу потребителям производить оплату за горячую воду по индивидуальным приборам учета. По иску прокурора Трусовского района признаны незаконными действия «Газпром межрегионгаз Астрахань» по прекращению подачи газа «Коммунэнерго», повлекшему приостановление горячего водоснабжения жилых домов, лечебных и образовательных учреждений.

Астраханским областным судом удовлетворено заявление прокуратуры области о признании незаконным постановления министерства ЖКХ об утверждении противоречащих закону нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению.

На страже государственного бюджета

Учитывая повышенное значение вопросов исполнения бюджетного законодательства, постоянный характер носит работа по своевременному выявлению и устранению нарушений, допускаемых распорядителями и получателями бюджетных средств.

За год выявлено около 1000 нарушений в бюджетной сфере. В деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления установлено около 200 несоответствующих бюджетному законодательству нормативных правовых актов, регулирующие бюджетный процесс.

По-прежнему находятся на контроле вопросы своевременного утверждения, финансирования и исполнения региональных и муниципальных программ, направленных на профилактику правонарушений, противодействие экстремизму и терроризму, оказание помощи социально уязвимым слоям населения.

Деятельность прокуроров ориентирована на выявление хищений средств федерального и регионального бюджетов. В результате по фактам неправомерного получения бюджетных средств, выделяемых сельхозтоваропроизводителям на возмещение процентов по кредитам, по материалам прокурорских проверок возбуждено 4 уголовных дела.

Установлен факт мошеннических действий должностных лиц министерства ЖКХ области, в результате которых похищено 23 млн. бюджетных средств, предназначенных для возмещения расходов организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги гражданам льготных категорий. Уголовное дело пока находится в производстве Следственного комитета.

Как и прежде заслуживают внимания требования законодательства о размещении заказов. Нарушения законов в этой сфере достаточно распространены, в связи с чем, усилены меры административного воздействия. В сравнении с предыдущим периодом число лиц, привлеченных к административной ответственности, увеличилось практически вдвое (до 140).

За допущенные нарушения по инициативе прокуратуры области к административной ответственности привлечены руководители Росфиннадзора, Росимущества, Росрыболовства, службы ветеринарии области, должностные лица ряда других органов государственной власти.

Правовые гарантии бизнесу

Одной из приоритетных задач государства остается поддержка и защита развития малого и среднего предпринимательства. На территории Астраханской области осуществляют деятельность около 6 тысяч субъектов малого бизнеса. Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий увеличился более чем на 200 млн. рублей.

В целях исключения искусственного создания административных барьеров прокурорами организована проверка нормативных правовых актов. Незаконные акты выявлены как на региональном уровне, так и в деятельности органов местного самоуправления.

Прокуратурой Володарского района опротестовано 19 муниципальных актов о создании координационных советов по развитию малого и среднего предпринимательства, которые приняты без учета положений Федерального закона о развитии малого и среднего предпринимательства.

Другое направление этой работы – проверка деятельности контролирующих органов. Нарушения законодательства о защите предпринимательства отмечены в деятельности органов всех уровней.

Проверки в подразделениях Роспотребнадзора, Роскомнадзора, Россельхознадзора, службе строительного и жилищного надзора области заканчивались внесением актов прокурорского реагирования, направленных на устранение выявленных нарушений закона.

О том, что проверки субъектов предпринимательства не всегда обоснованы, свидетельствуют две трети не согласованных прокурорами заявлений о проведении внеплановых выездных проверок, поступивших из органов контроля.

Время политической активности

В декабре прошли выборы депутатов Государственной Думы и Думы Астраханской области. Благодаря своевременно принятым организационным мерам, налаженному взаимодействию с правоохранительными органами и избирательными комиссиями нам удалось избежать существенных нарушений законодательства о выборах, которые могли бы повлиять на исход голосования.

Однако, в ходе избирательной кампании органами прокуратуры выявлены нарушения закона, связанные с недостаточной противопожарной и антитеррористической защищенностью избирательных участков.

В связи с предстоящими выборами президента Российской Федерации всем прокурорам, а также аппарату прокуратуры необходимо обеспечить дальнейшую работу созданных ранее межведомственных рабочих групп, а также сформировать графики дежурства работников для осуществления постоянного контроля подготовки и проведения выборов, оперативного получения информации о ходе голосования.

Принимая во внимание проходящие в стране политические процессы в рамках избирательной кампании, действия не всех лиц могут носить созидательный характер. Поэтому следует принять дополнительные меры по предотвращению возможных террористических и экстремистских проявлений; пресечению деятельности, направленной на дестабилизацию общественно-политической обстановки.

Борьба с коррупцией

Это направление приобретает все большую значимость. Результаты реализации Национального плана противодействия коррупции на 10-11 годы обсуждены на заседании координационного совещания руководителей правоохранительных органов области. Продолжена активная работа межведомственной рабочей группы по вопросам взаимодействия.

Зачастую это взаимодействие несло положительный эффект. Принятые меры способствовали активизации работы и, как следствие, увеличению на 30 % выявленных преступлений коррупционной направленности.

Возбуждено 6 уголовных дел в отношении лиц особого правового статуса. Все дела в отношении глав муниципальных образований. Выявлено 30 сотрудников правоохранительных органов области, совершивших коррупционные преступления. При этом в 7 случаях прокурорами отменены постановлений о возбуждении уголовного дела ввиду поспешности принятого решения.

Проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции проведены в ряде территориальных подразделений государственных органов. В результате в связи с рассмотрением представления прокурора области уволен с занимаемой должности заместитель начальника управления государственной гражданской службы и кадров администрации губернатора области, имеющий статус индивидуального предпринимателя.

По представлению прокурора Камызякского района уволен с муниципальной службы помощник главы района, который являлся учредителем коммерческой фирмы.

В течение года прокурорами проведена антикоррупционная экспертиза более 4 тысяч нормативных правовых актов и 1800 их проектов. В результате принятых мер из 500 нормативных актов и их проектов коррупциогенные факторы исключены.

Так, по протесту прокуратуры области внесены изменения в постановление министерства здравоохранения о создании комиссии по лицензированию отдельных видов деятельности, которой в нарушение требований закона предоставлено право запрашивать у соискателя лицензии дополнительные материалы, что создавало условия для установления искусственных административных барьеров.

«Mein Kampf» не пройдёт

В число приоритетных направлений работы входит надзор в сфере противодействия экстремизму и терроризму. Прокуратура области принимала все возможные меры для обеспечения надлежащего финансирования и рационального использования выделенных средств в рамках подпрограммы профилактики проявлений терроризма и экстремизма.

Кроме того, нашла поддержку губернатора инициатива прокуратуры по разработке областной целевой программы противодействия проявлениям экстремизма и терроризма.

Не остались без внимания целевые программы, принятые в муниципальных образованиях, в которых также выявлялись нарушения бюджетного законодательства, связанные с несвоевременным и неполным перечислением средств в рамках этих программ.

В результате принятых мер во всех уставах муниципальных образований в числе вопросов местного значения закреплено участие в профилактике терроризма и экстремизма.

Значительное внимание уделено выявлению источников пропаганды экстремизма. Совместно с управлением МВД проведена проверка деятельности местных Интернет-провайдеров. По результатам проверки к Интернет-провайдерам предъявлено 5 исков об ограничении доступа к сайтам, предоставлявшим доступ к электронной версии книги Гитлера «Моя борьба» («Mein Kampf»). Кировским районным судом все иски удовлетворены, доступ к таким сайтам ограничен.

Преступность высока

Наряду с преступлениями коррупционной и экстремистской направленности на особом контроле находились вопросы противодействия организованной преступности, наркобизнесу, незаконной игорной деятельности, преступлениям против жизни и здоровья, особенно тяжким и особо тяжким преступлениям.

Начиная с 2008 года в регионе прослеживается тенденция снижения уровня преступности. За год правоохранительными органами зарегистрировано более 22,5 тысяч преступлений. При этом общая раскрываемость преступлений повысилась. Однако, несмотря на общее сокращение преступлений, уровень преступности в Астраханской области остается одним из самых высоких в России.

На этом фоне сохраняется актуальность работы по объективизации сведений о состоянии преступности. Объем неучтенных преступлений по-прежнему высок, за год выявлено около полутора тысяч преступлений.

Показателен пример, когда в Наримановском районе оперуполномоченный уголовного розыска в целях сокрытия преступления отговорил потерпевшего подавать заявление о хищении у него сотового телефона, предполагая сложность раскрытия преступления.

По материалам проверки Следственным комитетом возбуждено уголовное дело, которое сейчас находится в производстве. Подобные факты и в дальнейшем должны жестко пресекаться.

Другая сторона этой проблемы необоснованная постановка на учет раскрытых преступлений. Ответственность прокуроров за достоверность статистической информации о преступности возросла, несмотря на сохранившийся пока механизм учета преступлений.

В соответствии с расстановкой приоритетов работы органов прокуратуры, обозначенных Генеральным прокурором, особое значение в минувшем году уделялось надзору за оперативно-розыскной деятельностью.

Объем проведенной работы существенно увеличился. По результатам проверок более чем на 50 % возросло число выявленных нарушений закона. Повысилась эффективность актов прокурорского реагирования.

В ходе одной из проверок прокуратурой области выявлены факты незаконного заведения розыскных дел при отсутствии соответствующих заявлений о безвестном исчезновении несовершеннолетних, которые фактически все время находились дома.

Установлено, что незаконные действия совершены оперуполномоченным отдела МВД по Наримановскому району с целью повышения показателей своей работы. Уголовное дело в отношении него расследовано и направлено в суд.

Вместе с тем, насколько действительно повысилась эффективность надзора, мы посмотрим в ходе контрольной проверки, намеченной в районных прокуратурах уже в этом месяце.

Планомерно ведется работа по обеспечению качества расследования уголовных дел. Дало положительный эффект повышение ответственности прокуроров за надлежащее изучение уголовных дел, поступивших к ним с обвинительным актом или заключением. Результаты расследования изучаются более обстоятельно, в связи с чем, в суд направляются более качественно расследованные дела. Для производства дополнительного расследования прокурорами возвращено 270 уголовных дел.

Обеспечивая надзор за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания, прокуроры проверяли законность принимаемых ими решений по уголовным делам. За отчетный период отменено 300 незаконных решений о прекращении уголовного дела и 5 с половиной тысяч – о приостановлении производства. Прокурорами дано более 5000 письменных указаний по уголовным делам органов дознания.

Продолжена работа по повышению эффективности участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. В этих целях активно используется информационно-методическая работа, направленная на совершенствование квалификации государственных обвинителей, особенно начинающих. Активно применялась практика проведения учебно-методических семинаров, в том числе с выездом в районные прокуратуры.

Проделанная работа позитивно влияла на качество участия прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства. Судами области в первой инстанции рассмотрено свыше 10 тысяч уголовных дел. По всем делам обеспечено участие прокуроров.

Судебной коллегией по уголовным делам с участием прокуроров в кассационном порядке рассмотрено свыше 1600 уголовных дел. При этом количество судебных решений, обжалованных прокурорами, снизилось на 16 %, что обусловлено повышением требовательности к качеству кассационных представлений.

Подводя итог

Необходимо отметить, что результат нашей общей работы во многом зависит от профессиональной преемственности. Несмотря на снижение текучести кадров, на службу в органы прокуратуры постоянно приходят новые работники.

На сегодняшний день молодые специалисты составляют около 20 % численного состава прокуратуры. Поэтому прокуратурой области проводится постоянная работа, направленная на повышение их профессионального уровня.

"Факт и компромат" № 5, 17.02.12.