«Мародёр – солдат-грабитель, обирающий мёртвых и раненых» (Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля).
Астрахань – милый сердцу город. Она славилась всегда сочными арбузами, обилием рыбы и самыми красивыми девушками. Здесь, в этих тихих тенистых переулках среди старых купеческих особняков и случился звёздный старт депутата Государственной Думы Олега Шеина.
Напомним в 90-е годы у пенсионеров украли всё: деньги, уважение к прошлому, уверенность в завтрашнем днем. Обчистили не только карманы, но и душу. Из всех капиталов остались только голоса на выборах. И вот тогда на защиту прав и интересов простых работяг и стариков поднялся и пошёл по дворам человек-мегафон – скромный деревенский учитель Олег Шеин.
Астраханка: Олег Васильевич пообещал посодействовать нам в нашей беде. У нас в прошлом году здесь было собрание, и он нам понаобещал много чего…
Кор.: Олег Васильевич, у вас есть брат?
Олег Шеин: Нет. Брата у меня не было никогда. Возможно кто-то есть из троюрных родственников, а так я в семье всегда один был.
Вот брат депутата Шеина. Его зовут Александр. Сашка. Работает сварщиком, вернулся с войны в Чечне. 1995 год. Ранения и медаль за отвагу. Приехал на похороны отца. Успел. Он был растерян и в том, быстро поменявшем тон, государстве не знал новых, каверзных законов. Его брат депутат в армии не служил. Зато знал закон, по которому отнял квартиру у простака-солдата, честно выполнявшего свой долг. Мародёру наплевать, что он брат.
Ветеран локальной войны: Говоря армейским языком, я бы с таким человеком в разведку не пошёл.
В разведку с Олегом Шеиным не удалось бы сходить никому. Этот будущий защитник избирателей от армии элементарно откосил. Откосил красиво, не придраться. Сельский ты наш учитель.
Люция Вяльхова, глава Трёхпротокского сельсовета: Его мама работала здесь, проектировала газификацию населённого пункта. И она находилась в хороших отношениях с бывшим главой местной администрации. И Валентина Васильевна Хаварова меня однажды попросила. Говорит, если есть возможность трудоустроить молодого человека, его мама не хочет в армию отпускать… А у нас как раз вакансия была - несколько часов истории. Мы ему предложили, и он начал работать. Таким образом, он у нас проработал примерно полтора года, потом стал депутатом. Но я вот вижу, что он в армию и не ходил.
Так начинался этот политик, мастерски умеющий пудрить мозги и зомбировать людей. Провалился пол, он всё исправит. Прорвало унитаз, он конечно же поможет! Одним своим запросом Медведеву воду остановит. Астролог, полупарижанин, человек-мегафон. Нам жаль людей, которые сейчас рядом с ним.
Сергей Манцуров, бывший помощник депутата Шеина: Я больше десяти лет работал на Олега Васильевича Шеина – по другому это назвать нельзя. После которых я понял, что я просто попал в тоталитарную сектантскую организацию. Только не те сектанты, которые агитируют за Бога, это политическая сектантская организация со всеми своими атрибутами. Олег Васильевич выбрал мишень – сказал, что это враг. И человек пошёл… Это очень серьёзное, глубинное воздействие производится на сознание человека, что человек уже потом не отличает добро от зла, а только идёт по тому пути, по которому говорит его лидер. Олег Шеин рассуждает так: Сегодня мы выбираем мишень. Так, кого мы выберем? Губернатора или мэра? Надо выбрать кого-то одного – он говорит. И называет их мишень. Двоих мочить нельзя, как говорит Олег Васильевич, слишком много врагов, ну, ладно, выбираем сегодня губернатора. Договаривается потом о чём-то с губернатором и начинает атаковать мэра.
Кор.: Можно ли сказать, что этот человек идёт по трупам?
Сергей Манцуров: Абсолютно.
Они отдали им всё – здоровье, молодость, судьбу. У них осталось только горькое чувство, даже не обманутость, а разочарование от бездарно потраченных лет жизни, ушедших как вчерашние облака.
Этот человек был брошен в составе 503 мотострелкового полка на восстановление конституционного порядка на территории Чечни. Потерял глаз, получил контузию и пулю в грудь. Спас бронежилет. Тогда было модно заручиться поддержкой воинов, вернувшихся с войны. Этого Шеин просто кинул, пообещав помещение таким же как он парням. Дал, а после очередных выборов отобрал.
Фёдор Варёнов, участник боевых действий: Мы открыли общественную организацию ветеранов боевых действий с целью социальной, юридической, материальной помощи для инвалидов. Шеин пообещал нам , как депутат Государственной Думы, что в этом вопросе он нам поможет. Мы проводили за него агитацию, помогали ему. Но мы не ожидали, что потом всё так получится. Он сам в армии не служил, этой тягости не видел. Наверное, ему и легко было сыграть на этом деле.
Шеин всегда мародерствовал на тех, кто был рядом. Афганец Олег Максаков, помощник Олега Шеина. Это его семейный альбом.
Мать Олега Максакова: Десять лет прошло, и видимо почва под тобой стала уже колебаться, тогда ты позвонил нам и сказал: не нужны ли вам лекарства… И опять-таки не спросил, как ваше здоровье.
На смерти, на загадочном убийстве Олега Максакова взлетела популярность и политическая карьера Шеина. По окончании пышных похорон, отчитавшись перед партийцами за количество купленных венков, Олег Шеин попросил родителей Максакова за свои собственные пенсионные деньги заказать фотографию на памятник погибшему сыну. Фотографию мать заказала, но не отдала.
Мать Олега Максакова: Он причастен к гибели нашего сына. Совесть не чиста у тебя, Шеин.
Отец Олега Максаков: Одним словом – он мерзавец.
Сегодня Шеин вновь актуален. В окружении бандитского вида охранников он вновь слоняется по астраханским дворам, влачит за собой мегафон и сумку с батарейками. Он вновь вышел на охоту за голосами, а значит за деньгами.
Анатолий Садиков, бывший помощник депутата Шеина: Впоследствии я узнавал, что Олег Васильевич Шеин чрез счета бывшего предпринимателя Артура Галстяна, которого впоследствии убили, получал деньги на профсоюз «Защита» в Москве. То есть переходили с одного счёта на другой. А потом эти деньги не доходили сюда в Астраханскую область.
Летом в Астрахани, в общежитии на Савушкина случилась катастрофа. Обрушилась часть дома. Были жертвы, были слёзы и скорбные похороны. Люди молча предлагали свою помощь несчастным. И только Олег Шеин попытался превратить людскую трагедию в рекламную кампанию, в митинг. Говорят пострадавшие в катастрофе.
Нурия Исхакова, жилец комнаты № 401: От него реальной помощи я пока не вижу. Юридическая консультация может быть и да, а так… Я не вижу никакой реальной помощи от него.
Марина Калихова, жилец комнаты № 225: Шеин говорит, что жильё дадут… Но это всё слова, а доказательств тому нет.
Он снимает политический урожай со всего: бедствий, нападений, провокаций. А если его оставить без урожая, теряется и ругает всех подряд. Обещает, ругается и теряется.
А вот её он просто, без затейно обманул. Напечатал на её предприятии листовки, использовал её людей в качестве агитаторов, замет предприятие обанкротилось. Вообще очаровывать людей, а затем выкидывать их из своей жизни – для Шеина дело привычное. Расходники – его политическая пехота.
Татьяна Семенова, бывший директор «Энергия ТХ»: Для меня образ мужчины – это когда его слова не расходятся с делом. За Олегом Васильевичем это не водится. Его окружает ряд людей, которые находятся в принципе в пограничном состоянии – в неуравновешенном.
Этот человек врач и бывший коллега Шеина по Астраханской областной Думе. Приговорённый к смерти в Чечне, он вывозил раненых детей на реабилитацию. Спасал тех, кто остался в плену. Однажды он достал из почтового ящика газету, в которой депутат Шеин всё, что этот человек выстрадал, присвоил себе.
Валерий Шматов, врач, общественный деятель: Для меня это занятие не особо приятное – вспоминать об этой войне… Ну, а кому это, видимо, очень интересно – построить пиар на программе детей, детской боли, чужом горе. Я не понимаю, для чего? Ради пиара, ради мандата депутата? Извините, Олег Васильевич, вам надо было съездить на войну, чтобы вас приговорили к расстрелу, вы вернулись живым и тогда всему миру вы объявили бы, что вас объявили героем… Но вы там не были никогда, я вас там не видел никогда.
Олег Шеин избирался в думы разных уровней пять раз. Каждый раз он обещал немедленно вернуть старикам всё, что у них было отнято в 90-е, и брал у них последнее, что ещё оставалось – надежду, что кто-то защитит и поможет. Ни разу не помог и не защитил. Ни разу его обещания не были выполнены. Он превратил надежды стариков в свой депутатский мандат, зарплату чуть ли не в четверть миллиона, квартиры и вилы за границей.
Это могила его отца, на которую сын-депутат не пришёл ни разу. Хоронить это, по словам многих, достойного человека прилетел Сашка. Прилетел в самолёте с 200-ми. Командир парня отпустил потому, что у того глаза почернели от горя. Сегодня он про брата-депутата говорить не хочет. А сам Василий Васильевич уже ничего сказать не сможет. Предан и забытый сыном-депутатом, он только молча и строго смотрит в глаза астраханцам с портрета на заброшенной могиле. Его голос против мародёра, против Олега Шеина.
Руководитель проекта Игорь Мельниченко, журналист Ринат Бакиров, операторы Игорь Горбачёв, Владимир Мировой. Трибунал Астрахани ©
Расшифровка текста - "Факт и компромат" № 13, 11.05.11.
Фильм доступен по адресу: youtube.com/watch?v=7_nSygx8Pmg