Наша страна только что отметила День защитника Отечества. Среди других праздников в календаре этот праздник в числе тех, которые учреждены в честь людей, стоящих на страже Родины и готовых защищать её по первому же зову, когда потребуется остановить любую агрессию. Только вот чем защищать?
В последнее время некоторые политики говорят о том, что российская армия оснащается устаревшим оружием и техникой. К тому же, и оружие, и техника поступают в войска медленно, с большим опозданием. Что не может не отражаться на боеспособности. Поэтому, мол, нужно взять ориентир на закупку зарубежных аналогов, которые намного эффективнее наших. А главное – дешевле. Так ли это?
Неужели в наших вооруженных силах всё плохо? Я, например, так не думаю. И хочу подтвердить это сообщениями об испытаниях новых вооружений на главном межведомственном полигоне «Капустин Яр» в Астраханской области, где проверяются на надёжность и качество оборонительные и наступательные системы вооружений в интересах всех видов и родов войск Вооружённых Сил Российской Федерации. В 2011 году, например, здесь были проведены испытания более тридцати образцов вооружений и военной техники, сделано более пятисот пусков ракет, мишеней, реактивных снарядов, что почти в полтора раза превышает количество пусков в сравнении с 2010 годом. В наступившем 2012 году планируется испытать около семидесяти образцов различных видов оружия и технических средств.
Конечно, Вооруженные Силы страны испытывают оружие не только у нас на полигоне. Аналогичных полигонов несколько. А значит, российские войска могут получить новое вооружение, отвечающее современным требованиям. В бюджете России на 2012-2014 годы, принятом Государственной Думой, расходы на оборону и безопасность возрастут в полтора раза. И теперь народные избранники ломают голову, а сможет ли военно-промышленный комплекс в нынешнем состоянии освоить огромные средства, когда счёт идёт на триллионы рублей? Или, действительно, Министерству обороны лучше взять курс на закупку оружия за рубежом? На это, как ни печально, подталкивают события последних лет: взрывы на складах, аварии самолётов, некоторые другие события. Буквально на днях, например, упал истребитель СУ-24 в Курганской области. Это уже, если не ошибаюсь, третий случай. Слава Богу, летчики успели катапультироваться. Успели катапультироваться летчики и во втором случае. А вот третий случай оказался смертельным. Самолёты не жалко, хотя они стоят миллионы. Построят новые. А вот летчиков жалко. Жалко семьи, которых коснулось горе.
А теперь хочется поразмышлять, почему же в Вооружённых Силах происходят ЧП за ЧП? И вообще, какая техника и вооружение нужны российской армии? Такие, как автомат Калашникова, показавший себя с самой лучшей стороны, в самых разных условиях и климатических зонах? Конечно такие и только такие.
Когда писал этот материал, по телевидению передали информацию о новой модели известного во всём мире автомата Калашникова. Он проходит испытания и показывает ещё более высокие результаты стрельбы днём и ночью. Он также прост, также надёжен и удобен. Вот бы вся российская техника и оружие были такими. Однако минобороны нередко просто-напросто отказывается от размещения некоторых заказов на наших оборонных предприятиях. Не хочет приобретать готовую продукцию, потому что считает, что выпускается ненадёжное оружие и техника, уступающие по многим параметрам западным образцам. Министр обороны Анатолий Сердюков не против приобретения партий иностранного вооружения и техники. И как она заявил в конце декабря 2011 года, французский вертолётоносец «Мистраль» покупается не просто как специальный военный корабль, а покупается, мол, сразу несколько видов технологий для того, чтобы судостроительная корпорация ими обладала и начал применять.
Узкой стороной в производстве оружия и техники в нашей стране аналитики считают низкое качество приёмки новых образцов. Это особенно заметно проявилось в неудачных запусках ракетоносителей. И всё дело в том, что не было уделено достойного внимания подготовке специалистов из военного ведомства к приёмке изделий, а занимались этим в целом ряде случаев гражданские инженеры.
Знакомясь с материалами, опубликованными в СМИ, хочется отметить, что ситуация в оборонной промышленности сегодня вызывает тревогу многих специалистов. Российское отставание по многим видам вооружений налицо. Высшее армейское руководство заявляет: мы утратили первенство в танкостроении, вертолетостроении, стрелковом вооружении и уступаем США, Израилю, Китаю. Уступаем не только в разработках, но и в качестве уже поставленных на поток изделий. Устаревшее оборудование и технологии, нехватка квалифицированных кадров, низкая культура производства – вот что стало главным в срыве гособоронзаказа в 2010 и 2011 годах. Ещё хуже была ситуация в предыдущие годы. И только теперь она стала выравниваться. Да и как может быть иначе, если ВУЗы готовят не инженеров, а юристов и экономистов, а средние специальные учебные заведения предпочитают готовить кондитеров, поваров, делопроизводителей, секретарей-машинисток вместо подготовки слесарей, токарей, фрезеровщиков, наладчиков оборудования. Естественно, нужны и юристы, и экономисты, и кондитеры. Но во всём нужна мера. Но на местах, в регионах почему-то идут по пути наименьшего сопротивления. Не обошло это «поветрие» и Астраханскую область. Ознакомьтесь с перечнем специальностей, по которым готовят местную молодёжь. В ВУЗах всё те же юристы, а в ССУЗах – кондитеры, повара, да секретари-машинистки…. Во всяком случае, они преобладают. А вот слесарей и токарей, судосборщиков: раз, два и обчёлся. И не удивительно, что на судостроительных и судоремонтных предприятиях частенько работают приезжие из стран СНГ.
Высокопоставленные чиновники из оборонного ведомства заявляют о предстоящих закупках вооружений и техники за рубежом. Таким образом, министерство хочет оснастить войска новым оружием. По подсчётам Минобороны, в сухопутных войсках России в данный момент образцы современного вооружения составляют всего 12 процентов. И к 2020 году нужно довести до 70 процентов. Это означает, что в ближайшие годы страна будет закупать оружие в массовом порядке за границей, а не размещать заказы на собственных предприятиях. Такая ситуация не может не волновать. Ведь хорошо известно, что многие образцы наших вооружений приобретают в Латинской Америке, Африке, некоторых азиатских странах. Плохое оружие вряд ли будут закупать. Взять, к примеру, танки Т-90. Они прошли испытания в тяжёлых условиях Саудовской Аравии, Индии, Малайзии. Пройдя испытания многокилометровым маршем в одной из названных стран, наш танк оказался единственным среди других, который поразил более 60 процентов целей. Однако огульное охаивание нашей техники и оружия некоторыми чиновникам из Министерства обороны продолжается. С какой целью? С целью подарить западу?
Как известно, во Франции будут приобретены два вертолётоносца «Мистраль». Общая сумма сделки, о которой рассказал замминистра обороны Владимир Поповкин, оценивается в 1,5 миллиарда евро. Когда этот контракт будет выполнен, планируется построить ещё два аналогичных корабля по французской технологии на наших заводах. И тут возникает вопрос, а способны ли наши корабелы строить такие же суда? Директор департамента развития оборонно-промышленного комплекса Министерства промышленности и торговли Игорь Караваев на пресс-конференции ответил положительно. Но Минобороны вопрос о разработке такого типа вооружения в упреждающем порядке даже не ставил. По разумению Минобороны, лучше покупать «за бугром» новую технику, чем строить на наших заводах, которые, мол, не оснащены высокотехнологичным оборудованием. Но неужели мы действительно так сильно отстаём от заграницы? Не может этого быть. Или кому-то очень хочется, чтобы именно так было. Поэтому всё делается для банкротства некоторых оборонных предприятий. И это вовсе не мои измышления. В марте прошлого года депутаты Государственной Думы рассмотрели в первом чтении правительственные поправки в федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», направленные на обеспечение сохранности стратегических предприятий. Сделано это явно неспроста. Как говорится, дыма без огня не бывает.
Борис Стрелецкий,
"Факт и компромат" № 6, 24.02.12.