Автолюбители, как никто другой, следят за ростом цен на топливо. А так как большинство машин у нас ездит на бензине, стало быть, за ценами на бензин. И ничего тут сверхъестественного нет. Топливо, и в частности, бензин влияет на ценообразование продуктов питания, промтоваров, различных услуг. И, в первую очередь, услуг на «коммуналку». А так как и продукты, и промышленные товары, и услуги у нас дорогие, значит, сильно бьёт по семейному бюджету.

Не мне вам говорить, как сразу же после зимнего более или менее устойчивого состояния, цены на бензин быстро поползли вверх. И поползли так стремительно, что этим заинтересовались премьер-министр Владимир Путин и президент Дмитрий Медведев. И заставили антимонопольную службу разобраться. Пока антимонопольная служба раскачивалась, стоимость бензина в регионах продолжала расти. Причём, не в отдельно взятых регионах, а практически во всех, на всей территории страны. В том числе и в Астраханской области. Особенно это было заметно в сельской местности. Уж где-где, а у нас-то с топливом и, конечно же, с ценой, казалось бы, не должно быть проблем. В наших недрах неплохие запасы сероводородов, которые являются исходным сырьём для производства многих видов топлива. В том числе и бензина. Но этот самый бензин у нас дороже, чем, скажем, в Европе. Почему? Да потому, что производители видят только личную выгоду и не думают о тех, кто их топливо будет покупать.

Недавно Владимир Путин пожурил производителей-монополистов за неоправданное повышение стоимости бензина. Только в этом году довольно ощутимое повышение цен на этот вид топлива происходило два раза: вскоре после новогодних праздников и в апреле. Специалисты считают, что в январе росту цен способствовало повышение акцизов по рублю на каждый литр. Этим сразу же воспользовались автозаправки и быстренько включили новые расходы в стоимость топлива. А в апреле получился настоящий топливный бум, так как бензин, например, сразу же подорожал на 0,9 процента. А в целом за первый квартал бензин вырос в цене на 2,5 процента.

И тут монополисты виноваты. Почуяв, откуда ветер дует, а дул он из-за бугра, они стали экспортировать большую часть нефтепродуктов именно туда, потому что это им было очень выгодно. Создав, таким образом, бензиновый дефицит. Причём, дефицит искусственный.

А что же антимонопольная служба? А она, как обычно, завела несколько дел на «нарушителей спокойствия». Те отделались штрафами. А что монополистам наши российские штрафы, если за несколько месяцев бесконтрольной поставки за рубеж топлива и топливного сырья они не хило заработали.

Чтобы хоть как-то умерить аппетит монополистов, которые так и норовят сговориться между собой и задушить в крепких объятиях российских, то есть, родных автомобилистов и в целом транспортников всех мастей. Правительство повысило экспортные пошлины на нефтепродукты. В мае они выросли на 44 процента. Это позволило несколько стабилизировать положение с топливом внутри страны. Однако радоваться не стоит. Положение с топливом по-прежнему шаткое. Бензин, например, дорожает. Не везде, но в целом ряде регионов это снова ощущают. За последнее время в целом повышение составило пять процентов. Но это ещё только цветочки. По прогнозам специалистов, к концу декабря литр самого ходового девяносто второго бензина может стоить тридцать рублей. А это совсем не шутки.

Анализируя такое положение, хочется спросить, а будет ли стоимость отражать качество? Ведь правительство страны нацеливает наших производителей топлива на марки зарубежных аналогов. К сожалению, этими аналогами наши производители похвалиться не могут.

В прошлом году Владимир Путин проехал на «Ладе-Калине» по дорогам Хабаровского края и лично убедившись в высокой цене топлива, заявил, что надо, мол, порядок ценообразования пересмотреть. Правильны слова. Только вот этот самый порядок ценообразования никто не торопится менять. А между тем, в бензиновые расчеты что только не намешано. В цену бензина входят его себестоимость: добыча нефти, её транспортировка, переработка, налоги, а также прибыль производителя продавца топлива. Однако, большинство экспертов сходятся в одном: основная проблема топливно-энергетического рынка страны – монополизация. В такой ситуации надеяться на снижение цен у нас даже тогда, когда мировые цены падают, не приходится.

В общем, ещё долго будем ездить на дорогом бензине.

Борис Касаткин,

"Факт и компромат" № 22, 30.07.11.