Развернувшаяся дискуссия вокруг КПРФ заставляет-таки, отложив другие темы, взяться за перо и высказаться не столько «по существу предъявленных обвинений», а по поводу будущего партии, да и оппозиции в целом. Хотя обвинения и предъявлены были не мне - далеко не первому лицу в партии, но раз других желающих не нашлось...

На мой взгляд, как критики КПРФ, так и многие рядовые ее члены из «старой гвардии» не вполне понимают то общество, в котором живут. Иначе бы дискуссия, как межпартийная, так и внутрипартийная, протекала бы в несколько ином русле, а не сводились бы к тому, кто марк-систее другого.

Всё это похоже на то, как в среде белой эмиграции на протяжении 20 - 30-х годов прошлого века велись ожесточенные споры об отношении к Советской власти, способах ее свержения и будущем устройстве России. А меж тем Советская власть с каждым годом лишь укреплялась и все попытки ее свержения и расшатывания политической ситуации не приводили к желаемым результатам. Даже война не помогла. А после никто из «бывших» уж всерьез не помышлял о реставрации ...

Конечно, сегодняшняя власть - не сталинско-советская образца 30-х годов. Укрепление советского строя и политического режима было основано не только и не столько на репрессивном аппарате, как любят уверять либералы, а на вполне реальных, осязаемых достижениях тех лет. Страна выбиралась из пропасти, восстанавливалась после великих потрясений революции и гражданской войны. И жить, действительно, становилось «лучше, веселей».

Сегодня процесс созидания заменен стабильностью. И, несмотря на заверения оппозиции всех мастей, что режим вот-вот падет и страну рванет, ничего подобного не происходит. Система с каждым днем укрепляется, режим ужесточается, политическая активность населения после подъема, начавшегося год назад, идет на спад.

Выходит, что мы чего-то не понимаем. И прежде всего, общества, в котором живем, людей, которые нас окружают.

А люди эти весьма далеки и от политики в целом, и от марксистко-ленинских идеалов, в частности. «Хоть черт, хоть коммунист - дайте колбасу», - как говаривал один мой товарищ из бывших членов КПРФ. И это действительно так. Люди могут сколько угодно критиковать власть и даже с теплотой вспоминать советский строй (особенно получая какую-нибудь очередную квитанцию по оплате коммуналки), но не откажутся от изобилия супермаркетов и ни за что не согласятся вернуться к пресловутым советским очередям и пустым прилавкам. Именно на этих чувствах сыграли пропагандисты Ельцина в 1996 году.

А что уж говорить про сегодняшний, вполне обуржуазившийся и приспособившийся к новым реалиям электорат. То, что происходило в декабре 2011-го, некоторые политологи и журналисты назвали «бунтом сытых». Так и есть. Люди, вышедшие на улицы, протестовали не против богатых, а против наглости и хамства чиновников, отнявших у граждан право переизбрания власти.

Рискну заметить, что трижды правильные речи, произносимые с высоких партийных трибун, сегодня действуют на среднестатистического обывателя слабее, чем какое-то, пусть даже неровное и не вполне коммунистическое, но действие. В голове у сегодняшнего человека нет ни Маркса, ни Энгельса, ни Ленина. Сталин, пожалуй, есть. Но в большей степени как державник, а не как революционер. Современный человек абсолютно деидеологизирован. Он побольше левый, поменьше правый, немного демократ, немного националист, по форме верующий, а по сути атеист. А уж какими мотивами он руководствуется, ставя галочки в избирательных бюллетенях, это вообще предмет не только социологического, но и медицинского исследования.

Чем-то зацепить такого человека - задача не из простых. Но возможных. И яркое тому доказательство - события весны этого года, когда на улицы Астрахани вышли люди, казалось бы, бесконечно далекие от политики, а тем более от оппозиции. Вышли, не только почувствовав себя оскорбленными, но и поверившие в возможность победы и перемен. К сожалению, надежды не оправдались, и люди вновь приуныли.

Сегодня абсолютно ясно, что в царстве путинской стабильности победа одной политической силы, в данном случае партии, абсолютно нереальна. Тем более выборным путем. Те, кто утверждает, что вот есть власть и есть коммунисты, а все остальные - враги и фигуранты кремлевских проектов, лукавят. А самое главное - народ так не думает. И не верит уже никому. А значит, курс на завоевание парламентского большинства уже не имеет перспективы. Он просто недостижим. Чем его заменить? Вот задача, над которой должны бы подумать идеологи и пропагандисты КПРФ.

Что действительно возможно и особенно актуально сегодня - это выйти за пределы партийного эгоизма и начать сотрудничество на какой-то надпартийной основе. Хотя бы на уровне региона. При этом не обязательно создавать новую структуру наподобие Координационного совета оппозиции. Главное, чтобы такое сотрудничество существовало де-факто. И результаты его деятельности были видны людям.

Думаю, что абсолютно неконструктивно критиковать КПРФ за встраивание в систему, участие в парламентских выборах, получение бюджетных денег и т.д. и на этом основании делать вывод о ее полной подконтрольности. По сути, все мы - политические активисты, партийные функционеры, участники протестного движения - живя в этом государстве, соблюдая его законы, имея права и обязанности, встроены в систему. Но талант политика заключается в том, что даже, будучи встроенным в систему, можно иметь свою принципиальную антисистемную позицию и уметь ее отстаивать. Не все в КПРФ это умеют. Но надо учиться.

Можно, конечно, сколько угодно быть себя пяткой в грудь и называть радикальным оппозиционером, но в регионах силами радикалов не удается провести даже какое-либо мало-мальски заметное мероприятие. Поскольку тут же встанут вопросы, связанные с финансами (которых никогда нет), активом (который весьма малочислен), взаимоотношениями с местными властями и правоохранителями (ведь любая проблемная ситуация сегодня решается отнюдь не в правовом поле).

А потому в обстановке нынешней реакции политически активным гражданам, даже очень-очень радикальным, волей-неволей приходится встраиваться в ту или иную легальную, системную организацию. Альтернатива - уход в небытие.

Можно кусать КПРФ за то и за это. Но только если это делают бывшие ее члены, добровольно (!) вышедшие из рядов партии, то выглядит это не очень уместно. Раз вышел - значит тебе уже всё равно, что будет с партией, примкни к другой организации или участвуй в создании новой. КПРФ плохая? Возможно. Стань лучше!

Можно, и, наверное, нужно критиковать КПРФ, как и всякую другую партию. И со многими положениями критики трудно не согласиться. Но всегда хочется задать вопрос: а вот если вдруг завтра не станет КПРФ, будет лучше или хуже? Думаю, что всё-таки хуже. Да и есть ли сегодня на политическом горизонте какая-то сила, способная в случае вероятного (или возможного) падения режима взять на себя всю полноту власти и принять рычаги управления государством? Кроме КПРФ, пока не вижу. Оттого и состою до сих пор в ее рядах.

С коммунистическим приветом ко всем братским партиям.

"Астраханский мир" № 48, 13.12.2012 г.