Астраханские земледельцы радуют. Уже в июне стали поступать хорошие вести с полей. Раньше, чем обычно, появился на рынках областного центра картофель. Местные предприниматели опередили даже обычных своих конкурентов из Азербайджана. Благодаря теплой погоде, в Лиманском районе, например, приступили к уборке картофеля 8 июня. В 2011 году уборка началась на 10 дней позже – 18 июня.

Погода в нашем краю не предсказуема. Но в этом году условия оказались благоприятными для картофелеводов. И они не упустили своего шанса.

Ранний картофель, как и другие ранние сорта овощей, культура прибыльная. Хорошо известно, что именно ранние культуры ценятся дороже и более привлекательны на рынке. Лиманцы научились выращивать ранний картофель. Впрочем, как и поздний. Соревнуются с ними в этом харабалинцы. И те и другие стараются, как можно больше применять механизацию. Посадка и уборка в основном проходят с помощью механизмов и специального оборудования. Не обходится, конечно, и без ручного труда. От него, к сожалению, картофелеводы никак не могут отойти. И каждый раз, когда начинается уборка особенно ранних сортов, приглашают на работу местное население. Привлекают его и в Лиманском, и в Харабалинском районах – главных поставщиках картофеля не только в астраханские магазины и на рынки, но ив Москву, Санкт-Петербург, Казахстан….

«Второй хлеб» - так называли картофель на Руси испокон веков – товар ходовой. Только успевай поставлять.

Короче говоря, выращивать картофель астраханцы научились. Дай Бог не сглазить. Теперь нужно научиться перерабатывать. По мнению специалистов, нынешние сорта нашего картофеля для переработки не подходят. Это, естественно, заставляет искать другой приемлемый выход. С учётом, что в нашей местности можно выращивать два урожая – задача астраханских учёных подобрать такой картофель, который бы использовался не только для пюре и супов.

Не только картофелеводы радуют в этом году. Овощеводы и бахчеводы тоже радуют. Передо мной сводки на конец третьей декады июля. На этот период все районы начали уборку. Одни ведут её быстрыми темпами, а другие раскачиваются. На середину июля енотаевцы, например, опережали все другие районы по сбору бахчевых. По прогнозам они должны реализовать не менее 54 тысяч тонн арбузов и дынь. На 13 июля уже реализовали 12,3 тысячи тонн. Если сравнивать с прошлым годом – это на две тысячи тонн больше.

А вот по овощам первым идёт Приволжский район. Из 102 тысяч планируемых тонн они реализовали на названное число 23,5 тысячи тонн. Это практически четвёртая часть намеченного.

Как изменяются темпы уборки овощных культур, можно видеть по графику, который был обнародован десять дней спустя. За этот период земледельцы успели реализовать 30 тысяч тонн продукции, опередив темпы прошлогодней давности. Впереди снова Приволжский район. Он уже собрал 34,4 тысячи тонн. Следом за ним идёт Енотаевский район. Здесь собрано 10,3 тысячи тонн. На третьем месте ахтубинцы. Овощеводы этого района реализовали около девяти тысяч тонн продукции. В самом хвосте оказываются Икрянинские земледельцы. Они собрали чуть больше двухсот тонн овощей.

За прошедшую десятидневку по дыням и арбузам по-прежнему лидируют енотаевцы. За ними хотят угнаться ахтубинцы, занимая второе место.

Ранний картофель на данный период практически весь реализован. Однако на полях ещё имеется картофель. Видимо, средних сроков созревания. А может быть, всё ещё ранний, который не весь успели собрать. Так или иначе, на конец июля уже было отправлено в торговую сеть и на рынки 115 тонн «второго хлеба».

Как это ни странно, но Астраханская область выходит в настоящую житницу по картофелю, снабжая многие регионы страны и ближнего зарубежья. Дело в том, что в недалёком прошлом астраханцы полностью зависели от привозного картофеля. Сельчане, правда, сеяли его на своих огородах. И кое-где колхозы да совхозы выделяли участки своим работникам под картофель для собственных нужд после ухода паводковой воды. Это был, как правило, поздний картофель не очень качественных сортов. Теперь, выходит, и сорта соответствующие появились, и необходимые технологии. Как говорится, хвала и честь астраханским земледельцам! Только хотелось бы пожелать им одного: поменьше на пути, реализуемой ими продукции ушлых посредников, отбирающих значительную часть дохода.

Не многие, видимо, знают, что повсюду в мире сокращается число посредников между сельхозпроизводителями и торговлей. А вот в нашей стране наоборот. Если это продолжится, фермерство может погибнуть, считают аналитики.

Согласно данным Росстата, в России сейчас 300 тысяч фермерских хозяйств. А вот в США более двух миллионов. Одна из причин, в нашей стране не увеличивается число фермерских хозяйств, - это посредники, контролирующие их доступ на рынок. Такая ситуация создалась в «лихих девяностых», когда преступные группировки попросту захватывали фуры с сельхозпродукцией. А потом те, кто захватывал эти самые фуры с продукцией, стали богатыми и влиятельными. Теперь они создали и создают свои монополии, которые устанавливают свои цены.

В борьбе с такими монополиями в России – потребительская кооперация, сохранившаяся с советских времен. Там, где её организации действуют, полукриминальным монополиям становится неуютно, потому что потребкооперация борется за права своих пайщиков. Потребкооперация создала своеобразный союз производителей, переработчиков и потребителей. Принципы потребкооперации пользуются популярностью во всём мире. В Италии, например, почти все гипермаркеты – это потребкооперативы, насчитывающие семь миллионов человек.

Кстати, текущий год объявлен организацией объединённых наций годом кооперации. Но российские депутаты недавно приняли в первом чтении изменения в законодательство о потребкооперации, согласно которым потребкооперация из некоммерческого сектора переводится в коммерческий, тем самым перечёркивая саму идею, которая построена на советских принципах. Этот законопроект может окончательно похоронить фермерство и потребительскую кооперацию.

Россия вступила в ВТО, а по её правилам, если организация признана коммерческой, то она подпадает под законы ВТО о таких организациях, что грозит довольно серьёзными санкциями. Если же организация некоммерческая, какой сейчас является потребкооперация, то она не подпадает под такие санкции. Чем, кстати, и пользуются во многих европейских странах, выводя из-под санкций Всемирной торговой организации свой местный рынок.

В России в данный момент 11 миллионов пайщиков различных кооперативов. Смогут ли они отстоять свою точку зрения? В противном случае российских фермеров ждут плохие времена, потому что на продовольственном рынке будут безраздельно властвовать монополии, жаждущие дохода любой ценой.

Борис Касаткин,

"Факт и компромат" № 28, 17.08.2012.