Бутылка водки… по интернету
Не стоит верить рейтингам, потому что разные издания делают разные выводы. Скорее всего потому, что им так хочется. Неоднократно те же самые издания ставили Россию на первое место по потреблению алкоголя. Россияне всем известно любители выпить, поэтому и ставили на первое место. А вот по последним данным Всемирной организации здравоохранения Россия оказалась на четвертом месте. Нас обошли Белоруссия, Молдавия, Литва. Так стоит ли верить рейтингам? Пожалуй, не стоит. Дело в том, что нет пока единой методики определения для разных стран. Как правило, выполняются рейтинги произвольно.

В России, как и в странах Европы примерно одинаково потребляют алкоголь на душу населения: 12,5 литра в год. Но когда-то для нашей страны придумали цифру: 18 литров на человека в год. Так и идёт с тех пор.

Разное придумывается для того, чтобы россияне меньше пили. Некоторое время назад, например, придумали изображать на алкогольной продукции страшилки наподобие тех, какие штампуются на сигаретных пачках. Помогает или нет? Вопрос не праздный. Говорят, что россияне после этого стали меньше пить. Верится не очень, но коль статистика это подтверждает, значит что-то к лучшему изменилось.

Разное придумывается, чтобы вывести россиян из похмельного синдрома. За долгие годы борьбы с «зелёным змием» всякое пробовали, чтобы наш народ стал меньше пить. Думаю, эксперименты над россиянами будут продолжаться. Вот сейчас Госдума, прежде чем уйти на каникулы, выступила с серьёзным заявлением о полном запрете продажи спиртного молодым людям до 21 года. Раньше запрещали, но не совсем строго. Делали поблажки. Можно было сказать, что тебе 21 год, а на самом деле тебе было всего 14. А коль спрашивали продавцы паспорт, можно было сказать, что забыл дома, извините… И продавцы верили, отпуская с обворожительной улыбкой бутылку со страшной наклейкой.

Как это ни печально, инициатива минздрава, предлагающего запретить продажу алкоголя с содержанием этилового спирта от 16,5% гражданам, не достигшим 21 года, была подрублена на корню министерством экономического развития. По отзыву этого ведомства, такой запрет грозит существенным затруднениями для торговых сетей и может привести к росту теневого рынка спиртных изделий.

Но всё, как говорится, не так просто. А в целом тут налицо раздор меж министерств, натягивающих одеяла на себя. Депутаты Государственной думы считают, что решения заинтересованных министерств по сути дела можно назвать половинчатыми и не конкретными. Поэтому продажа алкоголя людям моложе 21 года должна оказаться под полным запретом. В Соединённых Штатах Америки, к примеру, даже пиво не продают, ели вам не исполнился 21 год.

Кстати, были проведены опросы населения по поводу продажи алкоголя в нашей стране. 58 процентов опрошенных, по данным ВЦИОМ, поддерживают запрет на продажу алкоголя молодёжи до 21 года.

Как-то всё интересно у нас получается. С одной стороны, ставим барьеры на пути спиртного, а с другой это самое спиртное пытаемся разрешить продавать по интернету. Поэтому законодателям предстоит разобраться, приведёт ли это новшество к росту его потребления и не сделает ли доступным для несовершеннолетних?

Премьер-министр Дмитрий Медведев первого августа поручил доработать законопроект Минфина, разрешающий дистанционную продажу спиртного потому что некоторые чиновники из правительства опасаются, что нововведение приведёт к росту употребления алкоголя. К тому же есть угроза, что через Интернет спиртное будет доступным для несовершеннолетних. Но так или иначе, а онлайн-продажу вино-водочных изделий могут начать с 2021 года.

Так что пока в народе идут дебаты о вреде алкоголя, правительство пытается открыть широкую дорогу для продажи его самым доступным способом: через интернет.

Борис Касаткин, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 30 (836), 2019 г.