О системе народного просвещения конца XIX – начала XX веков на примере Астраханской губернии.
До сих пор помню, как учителя советских школ и историки советских вузов приводили школьникам и студентам неопровержимые свидетельства забитости и тотальной безграмотности подданных царской России, а богобоязненность верующих людей выставляли в качестве главной причины их отсталости. Особенно сильный эмоциональный эффект на формирование мировоззрения школьников и студентов оказывали старые пропагандистские плакаты.
Формула идеологического догмата большевиков была проста и понятна:
Вера в Бога = Отсталость и Мракобесие.
Многие поколения советских людей воспринимали эту картину как нечто само собой разумеющееся и не требующее дополнительных доказательств только потому, что об этом написано в святая святых — газете «Правда» и школьных учебниках истории.
И лишь немногие умы задавались вопросом: Если в верующей Царской России было так плохо с образованием, то откуда же брались в таком количестве учёные и изобретатели, совершившие прорывные, фундаментальные открытия общепланетарного значения?
Например, на какой базе знаний в отсталой и безграмотной стране, могли сформироваться такие величины:
• русский учёный и православный христианин, механик, изобретатель токарно-винторезного станка с подвижным механизированным суппортом, Андрей Константинович Нартов (родился в 1693 г.);
• русский учёный-естествоиспытатель, энциклопедист, физик, химик и, в автор утверждения: «Правда и Вера, суть две сестры родные, дщери одного Всевышнего Родителя… никогда между собою в распрю притти не могут. Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божескую Волю вымерять циркулом», Михаил Васильевич Ломоносов (родился в 1711 г.);
• русский изобретатель-теплотехник, создатель первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового парового двигателя, чьи работы были охарактеризованы как «радение о безбрежном благе Отечества и процветании люда российского православного», Иван Иванович Ползунов (родился в 1728 г.);
• русские промышленные инженеры-изобретатели, строители первых в России паровозов и железных дорог, отец и сын Черепановы (родились в 1774 и 1803 г.г. соответственно);
• русский социолог, биолог, культуролог, естествоиспытатель и геополитик, Николай Яковлевич Данилевский, автор таких трудов как «Дарвинизм» и «Россия и Европа» (родился в 1822 г.), который ещё в конце 60-х годов XIX века провидчески резюмировал: «Европа не только нечто нам чуждое, но даже враждебное, что её интересы не только не могут быть нашими интересами, но в большинстве случаев прямо им противоположны»;
• русский изобретатель и православный христианин, построивший один из первых в мире самолётов, контр-адмирал Александр Фёдорович Можайский (родился в 1825 г.);
• русский изобретатель, пионер авиации Николай Афанасьевич Телешов (родился в 1828 г.);
• русский учёный-энциклопедист, химик, профессор Императорского Санкт-Петербургского университета, православный христианин Дмитрий Иванович Менделеев (родился в 1834 г.);
• русский инженер, изобретатель, кораблестроитель, сконструировавший и построивший первую в мире газовую реверсивную турбину, Павел Дмитриевич Кузьминский (родился в 1840 г.);
• русский учёный-механик, благословлённый митрополитом Филаретом (Дроздовым), основоположник гидро- и аэродинамики, отрицавший «теорию относительности» Эйнштейна, Николай Егорович Жуковский (родился в 1847 г.);
• русский электротехник, изобретатель лампы накаливания, православный христианин Александр Николаевич Лодыгин (родился в 1847 г.);
• русский физиолог, лауреат Нобелевской премии, член Российской Императорской Академии Наук, профессор Медицинской Академии, православный христианин Иван Петрович Павлов (родился в 1849 г.);
•русский учёный, теоретик космонавтики и автор работы «Бог Милосерд», Константин Эдуардович Циолковский (родился в 1857 г.);
• русский физик и электротехник, один из изобретателей радиосвязи, выпускник Далматовского духовного училища и Пермской духовной семинарии, профессор Александр Степанович Попов (родился в 1859 г.);
• русский учёный, математик, механик, один из основоположников аэромеханики и аэродинамики, крещённый в Троицкой церкви г. Раненбурга (ныне г. Чаплыгин Липецкой области), Сергей Алексеевич Чаплыгин (родился в 1869 г.);
• русский учёный, изобретатель и создатель первого в мире ранцевого парашюта, Глеб Евгеньевич Котельников (родился в 1872 г.);
• русский конструктор-оружейник, создатель первой в мире автоматической винтовки, православный христианин Владимир Григорьевич Фёдоров (родился в 1874 г.);
• русский инженер, изобретатель первых систем телевидения, православный христианин Владимир Козьмич Зворыкин (родился в 1888 г.);
• русский учёный, авиаконструктор, изобретатель, создатель первого в мире четырёхмоторного самолёта «Русский Витязь», друг Императора Николая II и православный христианин, Игорь Иванович Сикорский (родился в 1889 г.).
И многие, многие другие, кто родился и прожил жизнь, или значимую часть её, в Российской Империи.
А если добавить к перечисленным выше учёным и инженерам, непревзойдённых учёных, писателей, поэтов, композиторов и артистов из числа других национальностей царской России, подаривших человечеству произведения, которые живут до сих пор, то и вовсе сплошной когнитивный диссонанс получается, вызывающий закономерный вопрос:
Как могли явиться миру из тёмной и безграмотной бездны «народных масс», сотни верующих писателей, композиторов и поэтов, произведения которых до сих пор читает и слушает всё сообщество людей, считающих себя элитой планеты Земля? Согласитесь, что-то тут не сходится.
Для получения ответа на поставленный вопрос, мы решили подвергнуть анализу доступные сегодня архивные источники чтобы понять, что из себя представляло и как развивалось провинциальное народное образование в «эпоху царизма». В качестве примера из российской глубинки, мы решили исследовать в динамике систему образования Астраханской губернии конца XIX — начала ХХ веков. Были ли наши астраханские предки так темны и невежественны, как писали в своих «научных трактатах» большевики?
В качестве исследуемых источников были выбраны статистические данные Астраханской губернии за период 1874 - 1914 годов, доступ к которым в советский период был ограничен. Названия источников варьируются от «Памятная книжка Астраханской губернiи на 1874 годъ», «Адресъ-Календарь Астраханской губернiи на 1883 годъ», до «Статистическiй обзоръ Астраханской губернiи за 1913 годъ».
Во избежание путаницы, из-за того что границы Астраханской губернии и число её уездов неоднократно менялись (в указанный период губерния занимала 4 место по площади в Европейской части Российской империи), в качестве исследуемой стабильной территориальной единицы был взят непосредственно губернский город Астрахань.
Как следует из статистических данных за 1874 год, г. Астрахань населяли примерно 55 тысяч человек (от общей численности населения всех городов губернии в 64 458 чел. вычтено население городов Енотаевск, Чёрный Яр и Царев), на которых приходилось 29 учебных заведений различной принадлежности, включая 2 армянских частных училища, 4 татарских медресе и мектебе и 2 калмыцкие школы при общем числе учащихся 2417 человек (в целом по губернии эти же показатели составляли: 480 948 человек населения, 186 учебных заведений, 2 армянских частных училища, 28 татарских медресе и мектебе, 19 калмыцких школ, 7635 учащихся)
Согласно данным за 1883 год, динамика развития системы народного просвещения Астраханской губернии привела к её количественным и качественным изменениям. При росте числа жителей г. Астрахани до 69 303 человек, число учебных заведений увеличилось до 52. В том числе, 1 училище и 2 армянских школы, 1 училище и 9 татарских школ и 2 калмыцких училища при 3479 человек учащихся (в целом по губернии эти же показатели составили: 806 349 человек населения, 234 учебных заведения, 1 училище и 2 армянских школы, 1 училище и 33 татарских медресе и мектебе, 7 калмыцких училищ, 6 казахских училищ, 10 767 учащихся).
Статистика за 1904 год, показала рост населения г. Астрахани до 147 555 человек, а количество учебных заведений, содержавшихся полностью или частично за счёт казны, достигло 96. Кроме реального училища, мужских и женских гимназий, духовной семинарии, духовного училища, епархиального женского училища, городских приходских училищ, музыкального училища, школы садоводства и огородничества, родовспомогательного учебного заведения, училища малого плавания и других, куда поступали все желающие, за казённый счёт содержались 3 национальных учебных заведения: 1 армянское уездное училище, 1 татарское училище и 1 калмыцкое училище. Общее количество учащихся во всех перечисленных учебных заведениях составило 9022 человека.
Архивные документы свидетельствуют о том, что власти Астраханской губернии предлагали открыть большее количество казённых учебных заведений в густонаселённых местах компактного проживания татарского населения Астраханского и Красноярского уездов на самых льготных условиях, но встречного понимания у местных жителей, такие попытки не нашли. К тому времени, при мечетях Астрахани и сёл этих уездов было открыто 44 медресе и мектебе, где по учебным программам близким к начальным училищам, обучались 1713 мальчиков и девочек.
Данные за 1913 год (по состоянию на 1 января 1914 г.), продемонстрировали рост населения губернского г. Астрахани до 162 482 человек. Число учебных заведений, содержавшихся полностью или частично за счёт казны, выросло до 114. Среди них: реальное училище, 2 мужских и 2 женских гимназии, учительская семинария, духовная семинария, духовное училище, епархиальное женское училище, 7 городских училищ, 44 городских приходских училища, музыкальное училище, школа садоводства и огородничества, фельдшерская школа, мореходное училище малого плавания, городская торговая школа и других, куда поступали все желающие, независимо от национальности и вероисповедания.
Также как и ранее, в Астрахани продолжали функционировать 3 национальных учебных заведения: 2 татарских училища и 1 калмыцкое училище. Общее количество обучающихся за казённый счёт увеличилось до 14 213 человек. То есть, в 1913 году на каждых 11,4 жителей г. Астрахани приходился 1 учащийся. Количество татарских и казахских детей, посещавших медресе и мектебе в 1913 году, в данном статистическом обзоре не указано, но зато сообщается о значительном увеличении числа учеников из мусульманских семей в светских школах Министерства народного просвещения.
О чём нам говорят эти сухие цифры?.. Автор этой статьи не ставил перед собой цель — дать читателю готовые ответы на все вопросы, возникавшие в процессе её прочтения. Но на некоторые из них, вдумчивый читатель мог бы ответить себе самостоятельно:
– действительно ли Российская империя не могла развивать систему народного образования и оставалась безграмотной страной вплоть до Октябрьского переворота 1917 года?
– действительно ли на пути «вековой тяги» народов России к образованию, препятствием было «реакционное царское самодержавие»?
– была бы построена в России прогрессивная система народного образования без Октябрьской революции?
Сергей Чаплыгин, руководитель Астраханского регионального отделения общества «Царьград»