Санкции, колебание цены на нефть, курс на импортозамещение. Как в этих условиях будет формироваться экономика России и отразятся ли мировые события на бюджетах регионов? Об этом Председатель Думы Астраханской области А.Б.Клыканов говорил в телевизионной передаче «Диалог с избирателями», вышедшей в эфир 11 октября на телеканале ГТРК «Лотос». 

Также Александр Борисович рассказал журналисту М.В.Глазковой об участии в парламентских слушаниях проекта главного финансового документа страны на 2015 -2017 годы, которые состоялись в Совете Федерации Федерального Собрания. Приводим печатную версию этого интервью.

- Бюджет страны и векторы развития экономики. Понятно, время непростое. Задачи руководство страны ставит четко: необходимо эффективно расходовать бюджетные средства и искать дополнительные источники пополнения. Комиссия по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству Совета законодателей России, которую Вы возглавляете, внесла предложение по деофшоризации российской экономики.

А.Б. Клыканов: Деофшоризация, иначе говоря, возврат налогов в российскую казну, сегодня актуальна не только как возможность поправить бюджет, но и с точки зрения отклика настроений людей. Своевременно. Правильно. Давайте сделаем реальный практический шаг, потом будем смотреть: в какую сторону, что называется, дожимать. Убежден, дальнейшие шаги должны быть еще жестче. Коллеги по Совету законодателей нас поддержали.

- На Ваш взгляд, это решение чисто экономическое или политические мотивы тоже присутствуют?

Клыканов: И то, и другое. Может даже, больше политическое. Такая схема, как размещение экономических активов в офшоры действует почти сто лет. Но сегодня удельный вес фирм, которые, я бы сказал, агрессивно минимизируют свои налоговые поступления, достаточно большой. Поэтому возврат этих денег является актуальным. Полтора года назад Президент России поставил задачу по принятию соответствующих мер. А законодательного регулирования этого процесса со стороны правительства страны так и нет. Поэтому мы и подняли этот вопрос.

Впрочем, деофшоризация – не единственный источник пополнения бюджета. Раньше 40 процентов собираемых налогов поступало в бюджет страны, а 60 оставались в региональной казне. Теперь – наоборот. Назрела необходимость перераспределения налогов между федеральным центром и регионами. Об этом высказывались представители многих субъектов Федерации. Председатель верхней палаты Федерального Собрания В.И.Матвиенко тоже считает необходимым пересмотреть существующую систему. И если уж не возврат к прежней схеме, то хотя бы 50 на 50. Это было бы справедливо. При этом, безусловно, и самим нужно трудиться.

Если говорить о проекте федерального бюджета в целом, то он напряженный. Поскольку формировался в рамках существующих бюджетных правил. То есть, расчеты велись на основе базовой и прогнозной цены на нефть, которая сейчас имеет тенденцию к снижению. Оценки противоречивы. Поэтому есть несколько вариантов главного финансового документа страны. Базовый, где стоимость – 96 долларов за баррель. В другом – до 80 долларов, и ниже. Так называемый, стрессовый вариант бюджета. Будем надеяться, что до этого не дойдет.

- На заседании Президиума Совета законодателей Вы отчитались о деятельности Комиссии по межбюджетным отношениям и налоговому законодательству, которую возглавляете. Расскажите немного об этом.

Клыканов: Главным содержанием работы Комиссии является предварительное изучение проектов законодательных инициатив, анализ концептуальных положений проектов федеральных законов с опорой на широкое общественное и экспертное сообщество, учетом специфики, интересов, опыта регионов. Стараемся получить как можно больше отзывов, мнений по тому или иному вопросу.

Именно объединенными усилиями мы добились уменьшения федеральных льгот по налогу на имущество организаций, имеющих на балансе магистральные трубопроводы. Из-за этого раньше региональные бюджеты недополучали большие средства. По некоторым направлениям добились существенного снижения софинансирования со стороны регионов. Это, безусловно, шаг вперед.

Но, подчеркну, эти отдельные штрихи будут ощутимы, когда выстроятся в систему. Поэтому еще много вопросов, над которыми предстоит работать. Например, по выделению федеральных субсидий целевого назначения. Если регионы не успевают их использовать в течение года, то 2 января они перечисляются в федеральный бюджет. Регионам необходимо подтвердить целесообразность субсидий. А затем полгода ждать, когда средства возвратятся в субъекты Федерации. Спрашивается, зачем «гонять» деньги туда-обратно? Ведь уже 3 января теоретически мы могли бы использовать этот рубль.

Кроме того, субсидии зачастую приходят в регионы после того, как принимаются региональные бюджеты. В этом случае нам приходится по несколько раз в год корректировать свои главные финансовые документы. Одно из предложений Комиссии – установить сроки утверждения правительственных нормативных правовых актов, определяющих правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет субъекта. Закрепить 1 марта, как дату, не позднее которой будут перечисляться регионам подтвержденные неиспользованные остатки межбюджетных трансфертов. И чтобы они возвращались в федеральный бюджет только в случае установления отсутствия потребности в них. Это только несколько предложений, внесенных Комиссией.

- Что на Ваш взгляд нужно сделать, чтобы их реализовать?

Клыканов: На каждом заседании Совета законодателей России представители регионов вносят множество предложений по социально-экономическому развитию страны. Но что дальше? Я предложил, чтобы к каждому заседанию готовилась подробная, детальная информация о том, что сделано, что в работе, что отклонено и почему. Необходимо проводить системную работу, структурировать и контролировать ход реализации всех предложений из регионов. Вести регулярный отчет исполнения принятых решений. Это позволит двигаться дальше.

- В этом году бюджет страны впервые рассматривался при участии представителей от всех субъектов России. Это дает какой-то повод для оптимизма астраханским парламентариям, ведь вскоре вам предстоит формировать региональный бюджет на следующий год. Как это отразится на нашем главном финансовом законе?

Клыканов: Безусловно, параметры федерального бюджета отразятся и на региональных. Но все социальные обязательства будут выполнены. Президент России определил курс на эффективную политику и видимый результат, на развитие экономики. Перед регионами стоит задача – увеличить доходы. В этом смысле ситуация достаточно критична. Об этом высказывалась и В.И.Матвиенко, и председатель счетной палаты Т.Голикова. Те прогнозы, которые представило Минэкономразвитие, по сути лишь констатация существующих тенденций. Нужны предпосылки для серьезного экономического прорыва. Особенно в части импортозамещения. Ведь сегодняшняя международная ситуация, на мой взгляд, хорошая возможность для того, чтобы российская экономика заработала в полную меру. А бюджетные правила, о которых я говорил ранее, пусть останутся лишь составной частью бюджетного процесса, а не лейтмотивом, определяющем нашу экономическую жизнь на долгую перспективу.

- На протяжении целого ряда лет бюджет, как федеральный, так и региональный, был всегда социально ориентированными. В нынешних условиях возможно ли сохранять эти приоритеты и говорить серьезно о развитии экономики? Бюджет социальных обязательств и бюджет развития, - не противоречит ли одно другому?

Клыканов: Эти термины действительно априори находятся в некотором противоречии с точки зрения экономики. Но глава государства, правительство страны и субъекты Федерации сориентированы на то, чтобы исполнять социальные обязательства в полном объеме. На это уходит порядка 70-80 процентов региональных бюджетов. На развитие экономики, конечно, остается не много. Приходится пополнять бюджет кредитами. Хорошо, что добились замещения коммерческих кредитов на бюджетные, что на порядок дешевле. Правда, таких кредитов пока порядка 150 миллиардов рублей на всю Россию. Потребность раз в 10-12 выше. Но первый шаг сделан и это очень хорошо. Да, на сегодня сверхзадача федерального центра – ускоренными темпами развивать наукоемкие и высоко технологичные отрасли. Но основная экономика происходит на местах, в регионах. Необходимы решительные меры. Про перераспределение налогов между федеральным центром и регионами я уже говорил. Надеюсь, что изменение ситуации здесь вскоре наступит. И, конечно же, эффективно использовать собственные ресурсы, четко выстраивать приоритеты.

- Напомните, пожалуйста, основные параметры регионального бюджета на 2015 год.

Клыканов: Планируется, что доходная часть составит 35,8 миллиардов рублей, а расходная – 38,5 миллиардов рублей. Дефицит пока сохраняется.

- В связи с этим несколько провокационный вопрос. Появилась информация о том, чтобы предоставить право регионам вводить дополнительные региональные налоги. Как вы относитесь к тому, чтобы пойти по такому пути пополнения бюджета?

Клыканов: Это предложил коллега из Белгородской области. Точнее, подчеркиваю, взимать дополнительный налог с производителей сельхозпродукции. В его регионе – крупные аграрные холдинги, которые развивали свое производство при помощи государства. Сегодня это достаточно прибыльные предприятия. Возможно, настал момент часть прибыли изымать. Особенно в свете обеспечения продовольственной безопасности страны. Но, скажем в Астраханской области, ситуация иная. У нас в аграрном секторе работают отдельные фермеры. Для того, чтобы воспринимать это объективно, надо находиться в таких условиях, когда подобные предложения совершенно очевидны. И почва для введения дополнительных региональных налогов, думаю, не назрела.

- Совсем недавно депутатам вновь вернули право участвовать в формировании государственных целевых программ. Сейчас, когда программный метод положен в основу бюджетного процесса, какие у ваших старых-новых полномочий плюсы?

Клыканов: правильнее сказать, что мы этого права добились. Дума Астраханской области выходила с законодательной инициативой. Заручились поддержкой по этому вопросу коллег по Южно-Российской Парламентской Ассоциации. В позапрошлом году я вынужден был обратиться к Президенту В.В.Путину на встрече с Президиумом Совета законодателей. Советующие изменения были внесены в федеральное законодательство.

О чем здесь идет речь. Привлекать к разработке программ как можно больше экспертного сообщества. Чтобы на ранних стадиях их формирования выслушать как можно больше мнений и предложений. Ведь бюджетный процесс – сложнейший. Чем раньше мы начнем работать над проектом главного финансового документа, тем больше будет его эффективность.

- Мы обсуждали очень специфический вопрос, в нюансах которого могут разобраться только специалисты. А большую часть аудитории интересует вопрос житейский: как мы жить будем дальше? И будем ли в обозримом будущем жить лучше.

Клыканов: Хоть ситуация и не простая, но возможно с нашей российской ментальностью это именно то, что нам и нужно. Как в поговорке, пока гром не грянет, мы не перекрестимся. Нужно идти вперед более уверенно и энергично. Не надо тратить меньше, а надо больше зарабатывать. Это и задача дня, и на ближайшую перспективу, и долгосрочная стратегия.