Забюрократились наши чиновники – дальше некуда! Чтобы получить обычную, самую простую справку, люди ходят по кабинетам неделями. А если что-то посерьёзнее нужно оформить в той или иной конторе – нескольких месяцев мало. И везде так или иначе могут напомнить, что дело сделать можно и быстрее. Но сами, мол, понимаете – ходоков много, а нас мало…. Просто не успеваем…. Но можем, мол, отбросить некоторые дела, если вам так срочно нужно. Но это, сами понимаете, просто так не делается….

И люди идут на сделку с совестью, чтобы не терять время. Вот итоги исследования Всемирного банка. Для того, чтобы создать компанию в Москве, например, потребуется пройти девять процедур, которые занимают 90 дней. Их стоимость составляет 2,5 процента ВНД на душу населения. В Ростове-на-Дону аналогичную компанию можно оформить за 22 дня. Причём, здесь задействуется не девять, как в Москве, а тринадцать процедур. И заплатить за всё в общей сложности придётся только 1,6 процента ВНД.

Самым обременённым по процедурам оформления считается Пермь. Здесь десять процедур можно пройти за 36 дней при стоимости 2,2 ВНД на душу населения.

Для получения разрешения на строительство некрупного объекта вроде личного гаража или складского помещения в России потребуется более тридцати недель. В США – всего три месяца. В Москве на сбор соответствующих документов уходит 704 дня. В Европе на это в среднем тратится 162 дня. В Москве, надо сказать, самое большое количество процедур в мире – 54. Плюс к этому каждая заинтересованная организация требует от застройщика только нужных для них документов…. И не удивительно, что не у всех хватает терпения на эти «хождения по мукам». Поэтому и лезут они в карман за приготовленным подношением. А что делать? Такие нынче времена. Как говорится, не подмажешь, не поедешь.

Астраханская область не является исключением из общих правил. И у нас, чтобы получить необходимый документ, люди ходят по кругу неделями. Частенько на запросы населения, на критику в адрес тех или иных министерств и ведомств люди получают ничего не значащие отписки. Этот грех в деятельности астраханских чиновников нашла прокуратура. Результаты проверок показали, что различные управления систематически допускают нарушения порядка рассмотрения обращений граждан.

За 2010 год было выявлено 300 обращений, которые рассматривались с нарушением законодательства. Сроки ответов затягивались до пяти-десяти дней. А по целому ряду обращений и заявлений поверки проводились поверхностно, не в полном объёме. Ответы, которые направлялись гражданам, не содержали информации по существу поставленного вопроса.

Серьёзным нарушением законодательства прокуратура посчитала тот факт, что ни одно административное подразделение в Астрахани не ведёт реестр отправленной корреспонденции, что делает невозможным установление даты фактической отправки ответов на обращения.

В адрес руководителей астраханских управлений, где были выявлены серьёзные нарушения существующего законодательства, внесено семь представлений, возбуждено пять административных производств.

Не мне говорить, что в некоторых структурных подразделениях области и города есть лишние люди, которые от безделья порой не знают, куда деться. Против них и затеяна оптимизация на государственном уровне. Но куда уж ни шло, если в подразделениях есть свои лишние люди. Плохо, когда к этим лишним людям прибавляются вообще люди со стороны. Такое нарушение выявила областная прокуратура в одном астраханском ведомстве. Тут оказались «подснежники» - так в народе называют людей, которые находятся на предприятии или в учреждении незаконно.

Прокурорская проверка показала, что должностными лицами этого ведомства в 2008 и 2009 годах незаконно выдавались удостоверения гражданам, не состоящим здесь в трудовых отношениях. С использованием незаконного удостоверения было совершено мошенничество.

По факту незаконной выдачи удостоверений установленного образца виновные в должностном преступлении чиновники привлечены к строгой ответственности.

Все вышеизложенные факты говорят о том, что они в той или иной мере коррупционной направленности. Одним выдали удостоверения, на которые те не имели никаких прав. Но они прикрывались этими удостоверениями. Показывали их там, где нужно было для достижения тех или иных целей. И не важно, за деньги эти удостоверения выдавались, по великому блату, или по звонку «сверху». Это всё равно неправедные дела и по большому счёту – подсудные.

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, анализируя данные, пришёл к выводу, что больше всего коррумпированы правоохранительные органы, потом идёт образование, здравоохранение, социальная сфера, жилищно-коммунальный сектор. Коррупция в России – это самая большая беда. Хотим мы этого или не хотим, но в стране складывается теневая власть, действующая под прикрытием власти официальной. Как бы исподволь между чиновниками возникают личные отношения, которые позволяют им решать всякого рода взаимоотношения. И хочет этого или не хочет чиновник, но он становится связующим звеном в одной большой коррупционной цепочке. И как это ни печально, мы с вами, давая взятку, тоже способствуем этому, становясь вольно или невольно соучастником противоправного действия.

Михаил Борисов,

"Факт и компромат" № 8, 18.03.11.