Руководство страны готовят план социально-экономического развития до 2030 года: именно этот документ и заменит национальные проекты России, считает экономист Константин Двинский. Будут ли противодействовать этим планам монетаристские власти в лице Центрального банка?
«Владимир Путин провел совещание по экономическим вопросам. Большая часть мероприятия оказалась закрытой. В открытой части были кратко подведены итоги 2023 года (объективно весьма позитивные), а также, опять, кратко, обозначены планы будущей работы.
Особое внимание я бы обратил на следующую фразу:
"В предстоящие годы – с учётом вызовов, которые стоят перед российской, да и перед всей глобальной экономикой, – нам нужна именно проактивная, стимулирующая политика, которая позволит на новом уровне раскрыть индустриальный, аграрный, транспортный, высокотехнологичный потенциал России и создавать, модернизировать производства с современными, хорошо оплачиваемыми рабочими местами во всех субъектах Федерации.
Сейчас выходит на завершающий этап работа над планом социально-экономических действий на ближайшие шесть лет. В том числе он охватит такие ключевые направления, как поддержка инвестиций, обеспечение технологического суверенитета, обновление и строительство инфраструктуры, комплексное развитие населённых пунктов, да и многое другое".
Итак, зафиксируем два важных момента.
Первый – на финальном этапе готовится план социально-экономического развития на будущую шестилетку (2024-2030). Очевидно он заменит (обновит) большинство Национальных проектов от 2018 года.
Второй тезис – экономическая политика России будет носить проактивный и стимулирующий характер, что означает сохранение высокого уровня инвестиций в реальный сектор экономики, рост внутреннего рынка и опережающее развитие приоритетных отраслей.
Два вышеназванных тезиса, безусловно, между собой связаны. Мы можем понять примерный характер будущего шестилетнего плана. В нем будут взяты за основу и масштабированы основные принципы, которыми руководствовалось правительство Мишустина в 2023 году – упор на инвестиции с одновременным поддержанием высокого уровня спроса.
Результат подобной политики Владимир Путин также сегодня обозначил. Это плюс 3,6% роста ВВП, что выше среднемирового уровня (плюс 3%) и в 2,4 раза выше уровня так называемых "развитых" стран (1,5%). При этом обрабатывающая промышленность (основа "экономики предложения") показала рост на 7,5%.
В общем, это не красивые планы и цифры на бумаге, а конкретный результат, который показало правительство. Известно, что над планом социально-экономического развития на 2024-2030 гг. работает помощник Президента Максим Орешкин. Означает ли это, что в мае он переместится на должность первого вице-премьера? С одной стороны, Орешкин, действительно, является компетентным специалистом, о чем я не раз писал на своем канале, с другой стороны – Андрей Белоусов полностью справляется со своими обязанностями и должен завершить начатые проекты. В общем, посмотрим, конфигурация может быть какой угодно.
Может показаться, что обозначенная цель по проведению стимулирующий политики идет вразрез с действиями Центробанка. Хотя почему "может показаться", это действительно так. Пока нет понимания, как разрешить данное противоречие. Набиуллина от своих принципов не уйдет, смена руководства ЦБ также не предвидится. При этом мы пока до конца не можем оценить, какой ущерб экономическому развитию нанесла денежно-кредитная политика регулятора, проводящаяся с августа прошлого года.
Все же те 3,6% экономического роста стали во многом возможными благодаря ставке в 7,5%, которую ЦБ держал полгода. Это позволило правительству направить в экономику достаточное количество ресурсов для ускоренного восстановления и роста. Проблемы от подобной ДКП начали проявляться в четвертом квартале, но на итоговые показатели они особо не повлияли. Но, повторю, сейчас этот негативный эффект оценить сложно. Хотя по отдельным отраслям он очевиден (с негативной точки зрения).
Несмотря на это, в сухом остатке мы имеем пока что сдержанный оптимизм. Итоги первого месяца показали, что правительство, несмотря на политику ЦБ, не собирается отказываться от своего курса, а новый шестилетний план должен закрепить проактивный характер экономической политики. Главное в текущих геоэкономических реалиях обеспечивать рост выше среднемировых показателей. Это является залогом как повышения уровня благосостояния граждан, так и ведет к обеспечению обороноспособности и национальной безопасности страны».