Во второй половине прошлого века в Астрахани было несколько высших учебных заведений – мединститут, пединститут и Рыбвтуз, в 1969 году открылась государственная консерватория.
В середине шестидесятых в средней школе было одиннадцатилетнее обучение, после чего выпускники могли поступить в вузы. Туда стремилась получившая профессиональное образование в техникумах и ПТУ молодёжь. Многие парни шли в вузы, отслужив в армии. Молодые астраханцы, окончившие школу с медалями, уезжали в столицу и другие крупные города, пытаясь поступить в престижные высшие учебные заведения на специальности, которые в Астрахани получить было нельзя.
Шестидесятые во всём мире стали временем прорыва во многих областях: развивались технологии, появлялись новые культурные направления, произошла революция в моде. Человечество вступило в новую эру общественных, эстетических и моральных нравов ориентиров. Высокая волна перемен не обошла и Советский Союз. Именно в эту пору в нашей стране случился мощный интеллектуальный толчок, когда отечественная наука и культура взошли на новый виток развития.
Свободный дух творчества захватил всеобщее пространство, поделив интеллектуальную прослойку на «физиков» и «лириков». Эти неформальные сообщества породили субкультуру шестидесятников. Это были люди, чьё становление пришлось на хрущёвскую оттепель середины пятидесятых. Тогдашнее студенчество не могло не впитать в себя элементы этого движения.
Астраханские студенты не были исключением. Они читали много художественной литературы, включая и ту, что в недалёком тогда прошлом не издавалась. Старались одеваться по трендам мировой моды, хотя достать одежду и обувь было непросто. Первые джинсы, пик востребованности на которые в СССР пришёлся на следующее десятилетие, в Астрахань привозили иностранные студенты, получающие образование в Астрыбвтузе. Там училась молодёжь из Африки, Латинской Америки, Азии и европейских стран социалистического лагеря.
Буйным цветом процветала фарцовка: помимо джинсов, особой популярностью пользовались импортные пластиковые пакеты, которые носили вместо сумок, фирменные сигареты, виниловые пластинки и жвачки.
Крупнейший рыбный вуз страны был центром несанкционированной торговли. Самые дешёвые джинсы стоили сто рублей – три обычных студенческих стипендий или две повышенных. Если удавалось приобрести подлинную вещь, то носить эти брюки можно было годами, ведь они были изготовлены из суперпрочного материала и могли стоять, когда их снимали. Ношенные джинсы также можно было впоследствии без труда перепродать. А на заказ иностранные студенты могли привезти радиоприёмник или магнитофон, но стоили такие вещи очень дорого.
В винно-водочных магазинах в шестидесятых появились настоящий кубинский ром и ликёры. Астраханские студенты часто устраивали коктейльные вечеринки на квартирах в отсутствии родителей или в общежитиях, где жили иногородние и иностранные студенты. Иногда вечеринки с танцами продолжались до самого утра, после чего самые крепкие студенты шли на лекции и пары.
Тогда же на территории Рыбвтуза был открыт интерклуб, попасть куда можно было только по приглашениям. Там устраивались вечера интернациональной дружбы. Употребление алкоголя среди астраханского студенчества было обильным. Пили не только экзотические коктейли, но и водку или портвейн – иногда прямо на скамейках в парках и скверах рядом с институтом. Удачную сдачу экзаменов или зачётов отмечали в популярном кафе «Тюльпан».
Поступить в институт тогда было трудно, особенно в медицинский, славившийся сильным преподавательский состав. В пединститут попасть было легче: там учись в основном девушки и сельские жители. Рыбвтуз же являлся самым популярным вузом, он был центром международного студенчества.
В то время возникло много интернациональных браков или просто романов, в результате которых в астраханских детсадах и школах стали появляться мулаты. Некоторые астраханки, вступая в брак с иностранцем, уезжали на родину мужа. Кто-то из приезжих граждан других государств, получив диплом, оставался жить и работать в Астрахани.
Жизнь была разнообразной. Некоторые студенты предпочитал идти по комсомольской линии, делая карьеру по партийной части. Часть выпускников поступали в аспирантуру, впоследствии становясь за преподавательскую кафедру, параллельно занимаясь научной работой. Действовала система целевого распределения – молодые астраханские специалисты разъезжались по всей стране. Кто-то вернулся назад, а кто-то остался на новом месте навсегда.
…Почти все бывшие студенты-шестидесятники вспоминают пору своего астраханского студенчества с теплотой, как лучшее время своей жизни: как они устраивали фотосессии с помощью плёночных аппаратов на фоне деревянного театра «Аркадия», как гуляли по «Бродвею» – улицам Кирова и Советская, как весело проводили время на городском пляже, как танцевали до упада в ресторане «Волна»…