Чем живет рынок антиквариата: о первом астраханском магазине старинных вещей и не только

Более тридцати лет в Астрахани работает «Антиквар» – первое в регионе место, где торговля старинными вещами поставлена на цивилизованную и легальную основу. Как живёт старейший астраханский частный магазин сейчас, об истории его становления AST-NEWS.ru рассказала эксперт-оценщик Лидия Николаевна Крылова.

– Бизнес открыт в 1988 году астраханским предпринимателем Леонидом Алексеевичем Глазковым, любителем предметов старины, который долгое время мечтал создать антикварную лавку и успешно осуществил свою задумку. Я работала в краеведческом музее, и он пригласил меня работать в свой магазин. Мы познакомились у настоятеля Покровского кафедрального собора, куда меня часто приглашали для консультаций по иконам.

Из досье AST-NEWS.ru

Родившийся в год окончания Великой Отечественной войны Леонид Глазков в 1992 году возглавил ассоциацию содействия розыску детей «Родеро», располагавшуюся в доме № 11 д по Красной Набережной. В 2007 году ассоциация исключена из Единого государственного реестра юридических лиц.

Позже в башне Спасо-Преображенского мужского монастыря на пересечении улиц Коммунистическая и Эспланадная открылся первый в городе антикварный магазин. Его работа стала возможна при поддержке астраханских коллекционеров.

Leonid_Glazkov_-_foto.jpg

ЛЕОНИД ГЛАЗКОВ: уехавший за границу основатель первого частного антикварного магазина в Астрахани

Leonid_Glazkov.jpg

Население поначалу плохо реагировало на эту инициативу. Первые полки наполнились смешными вещами – например, чайниками с отбитыми носиками. Наладилось всё постепенно. Появились интересные вещи, а цены были несравненно низкие.

В небольшую по площади башню стояла очередь из покупателей и тех, кто желал сдать вещи. Собирались там и любители старины. Было очень интенсивное и благодатное время. У Леонида Глазкова торговля антиквариатом не была основным бизнесом, но этот сегмент деятельности шёл очень успешно, помогая развивать другие направления. 

В то время действовали строгие ограничения на торговлю драгметаллами: мы не могли принимать на комиссию даже изделия из серебра.

У Глазкова имелись некоторые расхождения с администрацией Астрахани, его очень контролировали: шли бесконечные проверки. Потом выяснилось, что башня срочно понадобилась городу и нас оттуда убрали, несмотря на то, что он выполнил там всю необходимую реставрацию, воссоздав очень приятный интерьер.

Мы переехали в помещение на улице Желябова (ныне Адмиралтейская – прим. ред.), где проработали достаточно долго, продолжая оставаться единственным в городе антикварным магазином. Несмотря на то, что это было не самое проходное место, народ там был всегда. Но обстоятельства сложились так, что Леонид Алексеевич уехал из России, оставив свой бизнес. В это время он вёл строительство нового антикварного магазина с большими сейфами, как это и положено, но его задумка не осуществилась.

Из досье AST-NEWS.ru

Другим бизнесом Леонида Глазкова был ресторан «Секрет» на Комсомольской набережной, который демонтировали несколько лет назад. В конце восьмидесятых – начале девяностых годов прошлого века Глазков публиковал свои статьи и стихи в областной печати. Эмигрировал в Израиль, но ему не подошёл тамошний климат. Оттуда переехал в Бельгию. Скончался от сердечного приступа.

7.jpg

РЕСТОРАН «СЕКРЕТ»: один из бизнесов Леонида Глазкова – вид с воды и суши

8.jpg

Тогда мы стали сотрудничать с предпринимателем Еленой Сенягиной, которая купила нам помещение на улице Ленина, 16. Наше сотрудничество с Еленой Кирилловной продолжается с первой половины 90-х годов прошлого века.

Впоследствии мы работали в разных местах, одно из них находилось на улице Халтурина, ныне Ахматовская. Долгое время «Антиквар» располагался в доме генерал-губернатора на перекрестке улиц Советская и Кирова. Однако в городской администрации нас попросили освободить помещение: его планировали реконструировать, чтобы разместить там православную гимназию (обещанная при и.о. губернатора Сергее Морозове, она так и не открылась – прим. ред.).

Ровно год «Антиквар» работает на Советской, 2. Теперь там один торговый зал, где нет места для крупногабаритной мебели. Антикварный и ювелирный отделы несколько сжаты по площади, но представленные там товары по-прежнему поражают своим многообразием.

– Конечно, прежний магазин был больше. У нас имелась возможность располагать там больше предметов, но техническое состояние помещения оставляло желать лучшего: там постоянно что-то ломалось, проваливались полы, прорывало трубы, исчезало отопление, проседали окна. Непонятно, кто являлся владельцем этого здания. Вроде бы город, но помощи никакой с их стороны мы не видели. Они также не рекомендовали делать ремонт, так как выселить нас из этого особняка они планировали давно.

Теперь «Антиквар» расположен практически у кремлёвских стен. В туристический сезон здесь много народу. Некоторые приезжие покупатели неожиданно для себя находят здесь именно ту вещь, которую искали давно. Но в остальное время магазин посещают в основном местные любители старины. Сотрудники «Антиквара» ищут новых клиентов с помощью разнообразной рекламы и обширной работы через интернет. В своёй Instagram-аккаунте магазин ежедневно выставляет новую историю о том или ином предмете. Также ведётся взаимодействие с ценителями антиквариата из других городов.

IMG_1686.JPG

IMG_1687.JPG

Сейчас в Астрахани работает более десяти магазинов, специализирующихся на антиквариате. Все они разного уровня. С владельцами некоторых из них Лидия Крылова поддерживает взаимовыгодные профессиональные отношения, проводит консультации или получает ответный совет от них. Таким образом, происходит естественное распределение клиентского потока на основе сотрудничества.

– Редких, по-настоящему интересных вещей становится меньше. Есть такая формулировка, что антиквариат вечен, так как идёт по кругу. Я нередко сталкиваюсь с вещами, которые покупались в нашем магазине, а потом вторично, от наследников обладателя опять возвращались к нам. Мы их заново оцениваем, выставляем и продаём. Сейчас в нашем бизнесе изменились многие вещи, например подход к оценке. Раньше он основывался исключительно на знаниях и эрудиции, а сейчас большее значение имеет, сколько вещей ты держал в руках. Подобный опыт позволяет определить подлинность вещи.

Подлинность предмета в настоящее время является основополагающим аспектом, ведь рынок антиквариата наводнили подделки – начиная с монет и бумажных денег и кончая ложками, посудой, картинами.

Особенно много подделывают статуэтки, ставя на них старые клейма и номера. Изделия хорошо знакомых производителей отличить легко. Но есть предметы, представляющие особую ценность, выпущенные на редких фарфоровых заводах, которые раньше вообще не ценились, например, Ангарский керамический завод. Подобные вещи никто не подделывает, среди них чаще встречаются раритеты. Мы должны отличить, выявить, правильно подойти к оценке наших товаров.

Вещи музейного уровня в «Антиквар» не приносили уже давно. Хотя в истории магазина такие истории случались, когда поступали абсолютно уникальные вещи, достойные занять своё место в музее. Для их оценки присылались музейные эксперты, чтобы приобрести наиболее редкие экземпляры. Если сейчас такие раритеты и встречаются, то их цена для музея практически неподъёмная.

– Как я уже сказала, сейчас антиквариат проходит по второму кругу, поэтому владельцы ценных вещей хорошо осведомлены о стоимости особо ценных предметов, которая для Астрахани бывает неприемлемой. Редко, когда уникальная вещь приносится её прямым владельцем в идеальном состоянии, имеющая коллекционное значение. Обычно приносят фрагменты или вещи в повреждённом состоянии.

Так, весной, в разгар пандемии нам принесли фигуру бронзового литья известного мастера, с паспортом, подтверждающим её подлинность, стоимостью в $15 тыс. (около одного миллиона рублей – прим. ред.). Мы контактировали с московскими коллегами, которые подтвердили, что эта вещь стоит таких денег. Но в Астрахани его никто никогда бы не купил, о чём мы сразу оповестили владельца.

К сожалению, печальные события этого года негативным образом сказались на работе всего астраханского бизнеса, в том числе и магазина «Антиквар».

– Мы потеряли много сил и средств, не работая два месяца. Сейчас покупательская способность упала очень резко. Особую поддержку нам оказывают любители старины, спонтанные покупатели практически исчезли. В связи с общей неблагоприятной обстановкой упали цены. Недавно я провела сравнительный анализ и увидела, что за год работы на новом месте уровень продаж значительно сократился и сейчас он только ухудшается. В декабре прошлого года, например, покупательская способность начала расти за две недели до Нового года, что будет перед нынешними праздниками – покажет время.

2.jpg

3.jpg

4.jpg

Когда человек приходит в антикварный магазин за определённой вещью, то он уже владеет всей информацией и просмотрел все специализированные на торговле антиквариатом сайты. У нас он получает всю необходимую у нас информацию, чаще всего прося о скидке. А мы, в свою очередь, идём им на встречу, стараясь поддержать своих постоянных клиентов.

В нашем городе есть два самых серьёзных коллекционера – Александр Сергеевич Марков и Сергей Германович Львов. А любителей предметов старины очень много. Со всеми из них мы находимся в постоянном контакте, они всегда могут выбрать у нас какую-нибудь интересную для себя вещь.

Особым спросом на данном отрезке времени пользуются картины. Любители живописи стремятся украсить интерьер интересными для себя живописными работами. Особенный интерес к предметам изобразительного искусства возник в период пандемии.

– Раньше мы продавали гораздо меньше полотен, чем сейчас. Я стараюсь дополнять эту нишу, выставляя, в том числе, работы именитых астраханских художников. На волне туристического сезона их продалось множество. Астраханцы же покупают живопись гораздо реже. 

Также отдельным трендом прошлого и нынешнего года стали советские детские игрушки. А вообще невозможно предсказать, какая позиция вызовет повышенный интерес у современного покупателя. И какую именно вещь он захочет приобрести, иногда это зависит от настроения. 

В магазин «Антиквар» часто приходят за представительскими подарками – чаще всего в таких случаях приобретают ценные иконы. Их покупают для высоких гостей крупные компании и учреждения, а также служители Церкви.

– Традиционно сохраняется интерес к дореволюционной фарфоровой посуде, которой становится очень мало. Сейчас она резко возросла в цене, особенно если вещь в целостном состоянии. Когда на изделии имеется дефект, то его стоимость падает более чем наполовину. А иногда порченая вещь просто не нужна. Знающие люди предпочитают потратить деньги и приобрести полноценное изделие, чем за меньшую цену, но с изъяном. Реставрация стоит очень дорого.

В своё время предновогодняя торговля в магазине «Антиквар» была очень бойкой. Выбор интересных вещей там по-прежнему разнообразен. Да и любителей старины и проверенных временем добротных вещей не убавилось.

– В последнее время у нас купили несколько очень интересных икон, даже, несмотря на то, что некоторые из них требуют дополнительного вложения, так как нуждаются в реставрации. Но радует то, что они получат вторую жизнь и останутся в Астрахани.

Интерес есть ко всем нишам антикварного бизнеса. Вещами интересуются, их покупают, но такого, как раньше, когда в день работали два человека, не успевая присесть, сейчас, к сожалению, нет. Мы очень хотим, чтобы к нам пришли новые люди, чтобы они посмотрели на наш магазин и поделились своими впечатлениями и сказали, что, может быть, нам чего-то не хватает. Или могли бы прийти к нам за консультацией, если они вдруг задумали что-то продать. А можно просто пообщаться об интересующих астраханцев старинных вещах.

6.jpg

5.JPG

Наш путь был очень трудным, но мы его прошли: от того, как администрации нашего города это всё было не нужно, до того, как нас приняли и оценили по достоинству, приводя к нам гостей. К нам может прийти любой человек, который с той или иной стороны интересуется стариной. Мы рады принять всех.