Сегодня российская школа переживает большую перемену. Сначала на смену привычным экзаменам пришел ЕГЭ, а за ним — ГИА. До сих пор в обществе не утихают споры об их плюсах и минусах.

Сейчас идет модернизация, школы приобретают оборудование, которое не снилось родителям нынешних учеников. Тем не менее, на фоне этих перемен не умолкают разговоры о том, что дети не справляются со школьной программой, не хотят учиться, в вузы на бюджет поступают троечники.

Для чего же тогда нужны все эти преобразования, если они, образно говоря, не ведут наших детей к храму знаний, если качество образования не растет, а только снижается, а процесс получения знаний становится все менее привлекательным?

На прошлой неделе в рамках выставки «Образование — инвестиции в успех» прошел круглый стол «Управление изменениями в процессе модернизации системы образования», в котором приняли участие педагоги, старшеклассники, студенты, родители. Их выступления высветили интересную и важную проблему: несмотря на то что школы ремонтируются и перекрашиваются, а на смену деревянной доске и мелу приходят интерактивные доски и компьютеры, образование не стало более привлекательным.

Незадолго до этого в астраханских школах был проведен опрос среди учеников о том, замечают ли они перемены в школе. «Практически каждый ребенок в ходе опроса подтвердил, что заметил улучшение материально-технической базы: от красиво покрашенных стен и отремонтированных туалетов до моря техники и оборудованных классов, — озвучила результаты опроса заместитель министра образования и науки Астраханской области Елена Дудина. — То есть в лучшую сторону изменились условия обучения. Но дети не говорят об улучшении качества образования. Никто не сказал: «Мы стали больше знать» или «Нам интереснее учиться».

ЕГЭ отучает мыслить?

Единый госэкзамен появился в наших школах десять лет назад. Сколько копий уже сломано об этот вопрос, сколько споров он вызвал. Нам говорят, что ЕГЭ более объективно оценивает знания ученика, чем учителя, которые учили его все эти годы, что он снижает уровень коррупции. Однако... Мы не говорим сейчас о том, что коррупция все-таки есть, хотя, наверное, в меньших масштабах, о тех стобалльниках, которые пишут с ошибками заявление в вуз. Мы говорим о простых детях, которые учатся в простых школах. А они заявляют, что ЕГЭ выхолащивает сам процесс обучения, что учиться становится скучно и неинтересно, а ученик превращается в робота, которого просто натаскивают, но никак не учат мыслить. «Сегодня у нас практически нет времени на размышления на глобальные темы, на понимание смысла литературных произведений, осознание каких-то простых истин, — говорит Ирина, ученица 11 класса. — Из-за подготовки к ЕГЭ мы только все заучиваем, даже задачи по математике делаем, как роботы. Но ведь человек с хорошим образованием — это не тот, у кого в аттестате «отлично», а тот, кто умеет формулировать свои мысли, не боится высказывать свое мнение. Нас же просто загоняют в рамки».

«Процесс модернизации образования — это не только шкафчики, повсеместный интернет, планшеты и онлайн-уроки, — вторит этому мнению Ольга Кастрыкина, мама учениц 4-го и 11-го классов. — Это прежде всего возможность мыслить на несколько лет вперед: уже с 8 класса примерно представлять дальнейшую стезю. Жить от аттестации до аттестации неинтересно и скучно. Старшая дочь сдала ГИА в 9 классе и сказала: «Все, теперь год можно жить спокойно, а потом буду готовиться к ЕГЭ». Такого быть не должно, это расслабляет. Детей надо завлекать, мотивировать, спрашивать их мнение по разным вопросам — так они почувствуют свою значимость».

«Заверните мне учителя»

Главным лицом в процессе обучения, как ни крути, остается учитель, которого не заменит никакое оборудование. «Любая интерактивная доска ничего не сможет сделать без учителя, — говорит ученик 10 класса Дмитрий Никитин. — Нужно вкладывать в учительство, стимулировать педагогов заработной платой, поездками за опытом коллег».

Впрочем, сегодня учителям грех пожаловаться на зарплату, разве что начинающим. По словам заместителя мэра по социальной политике Владимира Коломина, средняя зарплата учителей в Астрахани «зашкалила» за 20 тысяч. И тем не менее, высокая зарплата — не панацея. Жалобы на «плохих» учителей занимают второе место в рейтинге регионального минобра.

Участники круглого стола высказали свои мнения, как сделать отношения учителя и ученика более плодотворными и менее конфликтными. Порой весьма неожиданные. «Я считаю, что учащиеся должны иметь возможность выбирать педагога-предметника. Это конкуренция, — считает студент первого курса АИСИ Валерий. — Один ничего не делает, ведет уроки по конспекту, а второй мыслит креативно, использует нестандартные подходы, но и спрашивает с ребят больше. Со временем школьники потянутся к нему, я уверен». Впрочем, эта точка зрения нашла своих оппонентов. «Что значит — выбирать учителя? Это же не магазин, где можно сказать: заверните мне сегодняшнюю булку! Школьникам надо поубавить свои амбиции, — считает студент второго курса АГТУ Максим Варычев. — Что касается школы будущего, по моему мнению, должно быть более раннее разделение направлений — класса с восьмого. И более узкое. Сейчас мы выбираем либо гуманитарный блок, либо точный. Но ведь тот, кто выбирает точный, может любить химию и не понимать физику».

А Анастасия, студентка второго курса АГУ, предложила свой вариант, как сделать уроки более эффективными. «Мне кажется, в школе будущего должны быть спаренные уроки, как в вузах, — считает она. — А то получается, учитель только поприветствовал, перекличку провел, спросил ранее заданное, объяснил новый материал — и звонок. Дети не успевают закрепить полученные знания. Им приходится разбираться с новым материалом самостоятельно, нанимать репетиторов. Во-вторых, в классе должно быть 13-15 человек. Тогда каждому будет уделяться внимание и время».

«Не хочется — и не надо заставлять»

Интересный опыт привела директор гимназии № 3 Нина Меланьина, побывавшая в Финляндии и посетившая уроки в финской школе. «Учитель проводил урок, и только шестеро детей его слушали, — рассказала Нина Меланьина. — Остальные занимались своими делами: кто-то играл, кто-то заплетал косы». На вопрос изумленных российских педагогов, отчего так происходит, представители финского национального департамента образования пояснили, что 19 человек в этот день просто не настроены учиться. Будет другой день, более интересная тема, и они войдут в колею. «Приказной порядок, когда ребят строят по струнке и заставляют делать то, что им не хочется, имеет обратный эффект, — считает Нина Меланьина. — И, видимо, правда в этом есть. Во всяком случае, Финляндия является второй страной в мире по качеству образования».

Что не устраивает сегодня в школе

Министерство образования и науки Астраханской области проанализировало жалобы, поступающие в ведомство, и составило рейтинг по частоте обращений. Вот так расположились основные претензии к сегодняшней школе:

1. Поборы. Родителей беспокоят бесконечные поборы со стороны школы. Хотя это направлено на улучшение условий, которые, кстати, и дети, и родители отмечают. Сама по себе цель благая. Но не налажена форма работы с родителями, отсюда недопонимание, опасение, что деньги осядут в чьих-то карманах. Самое главное — школа может попросить денег, но не требовать.

2. Плохие учителя. Это бесконечные конфликты, когда дети жалуются, что учителя их не понимают, а порой и вовсе забывают правила педагогики и психологии.

3. Качество образования. Родители возмущены тем, что вынуждены с пятого класса нанимать репетиторов. И речь идет не о профилизации, не о подготовке к ЕГЭ, а о качестве образования. Родители прибегают к услугам репетиторов, чтобы залатать дыры в школьном образовании.

4. Не работает принцип, что все проблемы должны решаться внутри школы. Это такие проблемы, как приобретение шкафчиков, внедрение школьной формы. Такие вещи не спрашиваются, не обсуждаются, не проводятся референдумы. То есть не учитывается общественное мнение.

5. Отсутствие воспитательной работы либо ее низкое качество. Не так давно по телевидению показывали сюжет, где девочки лупили друг друга. Да так, что мальчикам было страшно смотреть. Журналисты выяснили, как повлияла на эту ситуацию обстановка в семье. Но есть здесь и вина учителей, которые не заметили конфликта на ранней стадии, не видели, какие взаимоотношения в классе.

Ксения Яваева, Вероника Иошко,

"Горожанин" № 47, 28.11.2012 г.