Столько лет «Сияющий Град на Холме» старался догнать и перегнать «страну-бензоколонку» в пилотируемой космонавтике, так болезненно переживал за свой поникший престиж, и тут вдруг... Отдельно взятый «частный предприниматель» и «инвентор» (изобретатель по-нашему) сначала легко находит 200 миллионов североамериканских денег на открытие частной космической компании SpaceX, затем походя придумывает целое семейство ракет-носителей Falcon, потом запросто получает первый контракт с NASA сразу на 1,6 миллиарда, а следом конструирует пилотируемый Crew Dragon. И его запуском 30 мая 2020 г. восстанавливает утраченные Штатами позиции.
Что тогда началось в виртуальных реальностях и информационных пространствах!.. Самые продвинутые «инженеры-ракетостроители» с фейсбуков и твиттеров дали вволю разгуляться своим выдающимся познаниям о сильных сторонах NASA, слабостях Роскосмоса и наоборот. Особо были заметны в своих стараниях русскоязычные подразделения западных СМИ вроде «Радио Свобода» и легионы политизированных блогеров.
Сейчас, когда ситуация перешла в качественно иное состояние и «инвентор» Илон как бы самостоятельно обеспечивает своими Starlink украинскую армию, попробуем взвешенно оценить истинную роль частного космического бизнесмена и по совместительству автопроизводителя, а также получить представление о том, какой личный вклад, помимо долларов, внёс сам Илон Маск в развитие технологий производства электрокаров Tesla и кто, кроме него самого и его компании SpaceX, помогал заметному прогрессу в космических технологиях, выдавая его за успехи фирм И. Маска.
Илона часто, хотя и ошибочно, называют основателем компании Tesla Motors. На самом деле основателями компании являются Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг, учредившие её в 2003 году, куда они год спустя пригласили частного инвестора И. Маска работать гендиректором. Платформа для их совместного первенца — электрического родстера Тesla — выросла из прототипа TZero 1997 года выпуска, приобретённого у калифорнийской фирмы AC Propulsion Тома Гейджа и Алана Коккони и построенного внутри слегка видоизменённого кузова британского Lotus Elise первого поколения (см. фото).
К тому времени Tesla Motors разработала собственный силовой агрегат для своего родстера, разработала систему электропитания по лицензии AC Propulsion, изготовила компоненты трансмиссии, в которых также применялась лицензированная технология AC Propulsion. В 2005 году британцы из Lotus Cars Limited поставляли свою систему подушек безопасности и свои тормоза с ABS, другие компоненты, которые Tesla не могла разработать самостоятельно. Об этом подробно рассказывал специализированный ресурс.
А что же гений инновационных технологий и изобретатель Илон Маск? Какие революционные технические решения по ключевым узлам и агрегатам электромобиля (двигатель, трансмиссия, аккумуляторные батареи, рулевое управление, подвеска) он разработал, запатентовал и внедрил в производство?
Обратившись к доступным ресурсам ведомства по патентам и товарным знакам США (USPTO), мы наконец-то узнали причину восторженных эпитетов американской прессы о научно-техническом гении И. Маска. В системе USPTO на группу лиц в количестве от 3 до 5 человек действительно зарегистрировано 4 патента, относящиеся к производству электромобилей Tesla.
В первом случае трое жителей Калифорнии: Илон Рив Маск, Франц фон Хольцхаузен и Бернард Ли регистрационным документом номер US D678,154 S от 19 марта 2013 года запатентовали дизайн 1 задней автомобильной двери (см. фото).
Вторым патентом за номером US D683,268 S от 28 мая 2013 года уже четверо калифорнийцев, включая И. Маска, узаконили своё право на внешний облик одной из моделей электромобиля (см. фото).
Третий и четвёртый патенты за номером US 8579635 B2 от 12 ноября 2013 года и номером US 2013/0078839 A1 от 28 марта 2013 года установили права пятерых жителей Калифорнии, в том числе И. Маска, на конструкцию разъёма (вилки и розетки) зарядного устройства электрического транспортного средства (см. фото).
На этом революционные технологические открытия изобретателя Илона Маска в сфере производства электромобилей заканчиваются. Не знаю, может быть, мы не там смотрели. Ну да ладно, с электромобилями, в итоге ведь компания Tesla Motors действительно признанный пионер и один из лидеров в этой области.
Давайте обратимся к другому направлению деятельности ИП Илон Маск — аэрокосмическому. Тут даже дилетанту понятно, что научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию ракетно-космической техники, её производство и запуск в космическое пространство немыслимы без технологических инноваций и уникальных технических решений.
Наш интерес к этой теме подогрел мейнстримовский Wall Street Journal Magazine, в октябре 2011 года назвавший Илона Маска, генерального директора и технического директора SpaceX, инноватором года в области технологий. В поисках соответствующей патентной документации были исследованы все доступные ресурсы по этой тематике, но ни на одном из них не найдено поданных заявок от имени инноватора года Илона Маска и его компании SpaceX.
Но время, потраченное на поиски, не прошло впустую. На сайте патентного ведомства США был обнаружен документ под названием «Письменные комментарии Джеймса Ф. Курковски, главного советника по интеллектуальной собственности корпорации космических технологий SpaceX по теме «Права предыдущего пользователя» от 8 ноября 2011 г.»
Как стало понятно из комментариев главного советника, их публикация на сайте патентной организации США была призвана объяснить общественности, почему у инноватора Илона Маска и его компании нет запатентованных технологий в области ракетостроения и смежных производств. По этому поводу г-н Курковски написал следующее:
«... Важно отметить, что наши инновации являются результатом наших целенаправленных инвестиций в исследования и разработки, а также нашего уникального сотрудничества с НАСА. Наша ракета-носитель Falcon-9 была разработана с чистого листа до первого запуска примерно за четыре с половиной года и за чуть более 300 миллионов долларов. Точно так же наш космический корабль Dragon был разработан с чистого листа до своего первого полёта чуть более чем за четыре года и примерно за 300 миллионов долларов.
Эти инновации, среди прочего, вывели нас в авангард космических технологий. SpaceX защищает многие из своих инноваций как коммерческую тайну, и мы считаем, что должны защищать многие из наших инноваций и новые технологии как коммерческую тайну.
Космическая гонка всегда носила международный характер: США полетели к Луне в попытке победить русских. Сегодня SpaceX также конкурирует с иностранными компаниями и странами, включая французскую Arianespace и Китай. В связи с известными трудностями, связанными с обеспечением соблюдения патентных прав в некоторых иностранных юрисдикциях, одни только патенты не могут адекватно защитить наши технологии.
Лучший способ убедиться, что наши инвестиции в новаторские исследования и разработки остаются в безопасности, это сохранять их конфиденциальность. Поэтому мы очень полагаемся на коммерческую тайну, чтобы уберечь наши инновации от вывоза за пределы США».
Говоря об уникальном сотрудничестве с НАСА и разработке с «чистого листа» ракеты-носителя Falcon-9, главный советник Курковски как бы забыл упомянуть среди партнёров SpaceX ещё одну интересную американскую государственную организацию под аббревиатурой DARPA. Она стоит того, чтобы уделить ей отдельное внимание.
Для лучшего понимания сути происходящего в космосе сегодня будет полезно сделать краткий экскурс в 50-е годы прошлого столетия. Запуск Советским Союзом первого в истории искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года политическое руководство и научное сообщество США сквозь зубы назвали «технологическим сюрпризом» и восприняли крайне болезненно. Там осознали, что проигрывают борьбу за технологическое лидерство в холодной войне и что нужно принимать неотложные системные меры для исправления ситуации.
Результатом усилий президента Д. Эйзенхауэра, министра обороны Н. Макэлроя и ведущих американских учёных стало решение о создании Агентства перспективных исследовательских проектов (Advanced Research Projects Agency, сокр. ARPA), оформленное директивой № 5105.15 от 7 февраля 1958 года и одобренное Конгрессом США 12 февраля 1958 года (Закон 85-325). Позже к аббревиатуре ARPA спереди добавили буковку «D» от слова Defense, что означало переход агентства в ведение Министерства обороны США.
Кадровый костяк DARPA состоит из директора агентства, его заместителей, 6 директоров офисов и их заместителей, а также из 100 менеджеров программ различной степени секретности, которые нанимаются на работу через специальные кадровые структуры. Все они являются государственными служащими. По официальным данным, в 2019 году их содержание обошлось в 3 млрд бюджетных долларов и имеет тенденцию к устойчивому росту. Инсайдеры, причастные к сфере секретных технологических разработок, называют DARPA главным инновационным двигателем Пентагона, в структуре которого имеется шесть технических офисов:
• Офис биологических технологий (BTO).
• Управление оборонных наук (DSO).
• Информационно-инновационный офис (I2O).
• Технологический офис микросистем (MTO).
• Офис стратегических технологий (SТО).
• Офис тактических технологий (TTO).
В рамках деятельности офиса ТТО и начиналось взаимодействие с компанией И. Маска SpaceX, когда с ней был заключен правительственный контракт на разработку и запуски ракет семейства Falcon.
При проведении анализа контрактов, находившихся в реализации DARPA как минимум с 2010 финансового года, стало очевидным, что ещё 6 крупнейших американских компаний, включая таких технологических гигантов, как «Нортроп Грумман» (Northrop Grumman Corporation), «Локхид Мартин» (Lockheed Martin Aeronautics Company) и «Орбитал Сайенс» (Orbital Science Corporation), работали над программой с таким же названием — Falcon (см. фото).
Как видно на фото, под номером 42 в реестре контрактов подрядчиком значится корпорация «Орбитал Сайенс», освоившая в 2010 году по заказу Центра космических и ракетных систем со штаб-квартирой на базе ВВС в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, 3 313 596 долларов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по программе Falcon.
Порядковый номер 302 в том же реестре занимает привилегированный партнёр DARPA — корпорация «Нортроп Грумман» с очень скромным заказом на сумму всего 291 639 долларов от того же Центра космических и ракетных систем на производство исследований по программе Falcon. Привилегированной эту компанию мы называем потому, что в 2010 году «Нортроп Грумман» 35 (!) раз выступала подрядчиком при исполнении различных заказов DARPA на общую сумму 94 221 918 долларов.
Наибольший разовый объём бюджетных средств по программе Falcon в 2010 году был получен одним из лидеров американского ракетостроения, компанией «Локхид Мартин» и составил 14 556 072 доллара согласно контракту с порядковым номером 344. Общая сумма государственного финансирования, прошедшего через всех подрядчиков DARPA в 2010 году исключительно на реализацию НИОКР по программе Falcon, составила 20 394 350 долларов.
Отметим, что с 2010 по 2015 годы, когда компания SpaceX уже давно (со слов И. Маска) работала над проектом семейства ракет Falcon, она не значилась среди подрядчиков DARPA по программе с таким же названием, но при этом вдруг стала фигурировать в отчётности агентства за 2016 год.
В рейтинге богатейших людей планеты за 2023 год состояние Илона Маска оценивалось в 245,3 миллиарда долларов, и Маск являлся миллиардером № 1. Лидировавший до того времени Джефф Безос со своими 168,4 миллиардами безнадежно отстал. За прошедший год Маск тоже немного «просел», но его никто силой не заставлял покупать дорогущий Twitter за счёт продажи акций Tesla.
В мире денег чудес не бывает, и представляется сомнительным, чтобы частный предприниматель Илон Маск самостоятельно контролировал активы объёмом, превышающим годовой бюджет Евросоюза. Это обстоятельство, вероятно, указывает на то, что правительством США ему не только предоставляются неограниченные финансовые и материально-технические ресурсы, но и передаются для практического применения передовые космические технологии и другие инновации (например, искусственный интеллект), доведённые до определённой стадии готовности другими подрядчиками государственного агентства DARPA.
Речь идёт о передаче высокорисковых проектов в условно «частные руки», чтобы в случае возникновения серьёзных проблем при их осуществлении всё можно было списать на «ипэшника» и при этом не пострадала репутация американского государства. Вполне себе рабочая схема.
Сергей Чаплыгин