5 и 6 октября в Москве проходит II Каспийский экономический форум. Это крупнейшая площадка для обсуждения актуальных вопросов сотрудничества стран-участников Каспийского региона, а также пограничных им дружественных государств.
В Каспийском экономическом форуме принимают участие председатель правительства Российской Федерации Михаил Мишустин, официальные делегации стран Каспийской пятёрки — России, Азербайджана, Ирана, Казахстана, Туркменистана, представители федеральных и региональных органов российской власти, главы ведущих компаний.
Министр промышленности и природных ресурсов Астраханской области Илья Волынский находится на форуме в составе делегации от региона. Среди участников также заместитель председателя правительства Астраханской области Денис Афанасьев, депутат Государственной думы Российской Федерации Ринат Аюпов.
Как ранее заявил министр экономического развития России Максим Решетников:
В ходе форума обсуждаются вопросы развития торгово-экономического сотрудничества, взаимодействия в области экологии, энергетики, транспорта и логистики, туризма, городской инфраструктуры и социально-гуманитарной сферы.«Проведение Каспийского экономического форума для стран „пятерки“ сейчас особенно актуально — это первая встреча в условиях новых реалий. У нас появились дополнительные возможности для расширения кооперации бизнеса. Есть общие интересы по развитию логистики, сотрудничества в области энергетики и туризма».
На форуме Илья Волынский рассказал о реализации транспортного потенциала Астраханской области в рамках международного транспортного коридора «Север — Юг» участникам круглого стола «Каспий: евразийский транспортно-логистический хаб».
В регионе создаётся портовая особая экономическая зона. В настоящее время завершаются работы по формированию территории в рамках первого этапа проекта. Он предполагает обустройство морского терминала, предназначенного для перевалки 20, 40-футовых контейнеров, генеральных грузов крытого и открытого хранения, растительных масел и зерновых культур, и прочих товарных позиций в морском порту Оля на территории, прилегающей к причалам № 8 и № 9.«Несмотря на действия, принимаемые со стороны недружественных стран, за последние 3 месяца наблюдается увеличение объёмов перевалки грузов через морские порты Астраханской области. За период январь-август суммарный грузооборот морских портов Астрахань и Оля составил 1,7 миллиона тонн. К примеру, в отдельных грузовых терминалах Астраханской области показатели перевалки контейнеров за 8 месяцев текущего года выросли более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. В целом в номенклатуре портов на 88 % увеличилась перевалка цемента, на 81 % — перевалка контейнеров, на 68 % — перевалка химических изделий и удобрений, в 3 раза увеличилась перевалка бумаги, более чем в 5 раз увеличилась перевалка металла», — отметил министр.
В августе 2021 года в портовой ОЭЗ зарегистрирован якорный резидент, который обеспечит оснащение зоны портовым перегрузочным и складским оборудованием за счёт частных средств.
Создаваемый контейнерный терминал, который будет являться главной инфраструктурной составляющей портовой ОЭЗ, станет ключевым звеном в российской части МТК «Север-Юг». Реализация проекта позволит не только обеспечить рост грузопотоков, но и создаст новые рабочие места, привлечёт инвесторов в регион.
Безусловно, это потребует серьёзной модернизации транспортной инфраструктуры. В первую очередь речь идёт о водных путях.
В рамках исполнения поручения президента и благодаря поддержке и активному участию Минтранса России удалось решить вопрос об увеличении проходной осадки судов в Волго-Каспийском морском судоходном канале с 4,2 до 4,5 метра. Благодаря этому удастся снизить издержки судоходных компаний в связи с недогрузом судов и позволит использовать для транспортировки по Каспию из морских портов Астрахань и Оля современные суда с увеличенной вместимостью.
К концу 2023 года ожидается завершение мероприятий по обеспечению проходной осадки судов в канале не менее 4,5 метра.
Проведение реконструкции канала будет способствовать ещё более эффективному развитию международного транспортного коридора «Север-Юг».
«Сегодня мы готовы предложить всем участникам внешней торговли, транспортно-логистическим компаниям использовать инфраструктуру Астраханской области для транспортировки грузов в страны Юго-Восточной и Центральной Азии и обратно по транскаспийскому маршруту», — подчеркнул министр.