В 2014 году вступила в силу норма оплаты капитального ремонта домов. Жилищный кодекс предлагает собственникам две схемы накопления необходимых для этого средств. Можно выбрать специальный счёт и общий счёт. Спецсчёт создан для всех полученных средств на ведение капитального ремонта конкретного жилого дома, на ремонт которого жильцы и складываются. А вот деньги, собранные в так называемый общий котёл – общий счёт, могут распределяться по принципу «кому нужнее». То есть, по принципу: вот отремонтируем соседний дом, а потом приступим к вашему. Куда уйдут собранные жильцами средства, пока их дом будет ждать ремонта, можно только догадываться. И дойдут ли они когда-нибудь к вам – большой вопрос. Не уйдут ли они «налево»? С таким поворотом жильцы конкретного дома вряд ли согласятся и вряд ли смирятся. Потому что они не согласятся платить собственные деньги за чужого дядю – за соседа из дома напротив. Короче говоря, люди не должны за «того парня», а только за себя. С этим согласны многие аналитики. Депутаты Государственной думы страны тоже готовы поддержать тех, кто согласен раскошеливаться именно на ремонт своей многоэтажки. Это должно быть поддержано законодательно. В связи с чем и планируется внести некоторые поправки в жилищный кодекс. И, в первую очередь, поправки, связанные с капитальным ремонтом жилья. В данный момент размер платы за квадратный метр ремонта в регионах варьируется от двух до шестнадцати рублей. В Астраханской области эта плата составляет четыре рубля. Во всяком случае, планируется так сделать в декабре. Однако, как сообщает министерство ЖКХ, из более чем шести тысяч многоэтажек к началу октября текущего года с формой и способом формирования фонда капитального ремонта определились только десять процентов собственников жилья. Ещё меньше – всего пять тысяч домов, вообще не ответили на «да», ни «нет». За них пришлось делать это «добровольно-принудительно». В общем, работа по программе капремонта жилого фонда велась у нас, как говорят, и денно и нощно, чтобы успеть вовремя. Это позволяет получить от фонда содействия реформирования ЖКХ соответствующие средства.

Некоторое время назад в министерстве, ведающем делами ЖКХ, прошло селекторное совещание. Астраханской области пришлось слушать отчёты других регионов, где программа капремонта уже запущена. И, естественно, вносить необходимые коррективы в собственную программу.

Так или иначе, но программа капитального ремонта из собственного кармана не находит широкой поддержки населения. По опросам, которые периодически проводятся, в эффективность принимаемых мер мало кто верит. А если быть точным, верит лишь каждый пятый. Люди считают, что новые отчисления, направленные на ремонт жилого фонда, сделают бедных ещё беднее. Ведь программа капремонта проводится на фоне непрерывно ухудшающегося благосостояния россиян. Рост цен на продукты питания и товары первой необходимости, рост тарифов на коммуналку и некоторые другие повседневные потребности не могут не отражаться на настроениях и возможностях граждан. И не удивительно, что без особой нагрузки на семейные бюджеты могут платить за капремонт лишь те, кто имеет хорошие доходы. А таких у нас в стране всего 10-15 процентов. Остальным дополнительные расходы не потянуть. Во всяком случае, большинству из них. Сейчас, когда плата за капремонт ещё не стала обязательной, задолженность за коммунальные услуги астраханцев составляет более трёх миллиардов рублей. Она может увеличиться.

Что же нужно сделать, чтобы люди получили возможность жить в отремонтированном доме уже теперь, а не ждать своей очереди годами? Комитет по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной думы предлагает количество голосов для принятия решения о выборе схемы накопления средств на капремонт в количестве не менее 50 процентов. Сейчас это количество определяется простым большинством. Кроме этого, предлагается переходить с общего счёта на специальный. Это позволит сокращать срок ожидания капремонта. В данный момент приходится ожидать ремонта годами. Нередко за этот период дома могут прийти в аварийное состояние. Их после этого проще снести, чем восстановить.

По закону, собственник жилья несёт полную ответственность за содержание своего жилья и домового имущества. Это нелёгкое бремя. А самое главное – дорогое. Без поддержки государства это бремя вряд ли окажется посильным.

В жилищном кодексе поддержка государства предусмотрена. Но сделано это как-то расплывчато и неконкретно. Взять, к примеру, софинансирование. Хорошее вроде бы дело. Но вот в чём загвоздка. Не все регионы имеют твёрдое финансовое состояние. Многие регионы просто-напросто дотационные. так что финансовой поддержки от них ждать бесполезно. Выход из положения один – увеличение платы на капремонт. Ну а тем, кто живёт в неприватизированном жилье, могут увеличить плату за социальный наём. И так в некоторых регионах уже стали делать.

В общем, как ни крути – финансовую лямку тянуть становится всё тяжелее.

Борис Касаткин, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 49 (609), 19.12.2014 г.