В Астрахани наступило благодатное время, когда изнуряющий зной и злые мошки с комарами ещё не диктуют людям свои условия. Впереди майские праздники – время пикников, открытых веранд и приятных прогулок по городу. В регион приезжает множество туристов, которых нужно принять на достойном уровне, чтобы потом в соцсетях не появлялись снимки астраханской разрухи, мусорных куч и собачьих стай.
Ответственность за благоприятное впечатление о нашем старинном и самобытном городе лежит не только на властях и наших рядовых земляках, но и на предприятиях общественного питания, у которых масса проколов. Большинство местных к этому привыкли, но приезжие негативные стороны замечают.
Меню большинства астраханских точек общепита неудобны для клиентов: слишком мелкий шрифт, разобрать который трудно даже людям, не имеющим со зрением проблем. Приходится напрягаться, чтобы разобрать, что же там написано. К таким прейскурантам следует выдавать лупу. Другой тип меню – электронный на планшете или в приложении. Такая форма знакомства с информацией также удобна далеко не всем. Людям старшего поколения, не привыкшим к подобным новшествам, приходится возиться с гаджетами, испытывая явные неудобства. Бумажной версии меню в таких заведениях нет, и далеко не всякий официант сможет полноценно познакомить клиента с меню вербально.
Персонал наших кафе и ресторанов – отдельная тема. Большинство из них не справляются со своими обязанностями: демонстрируют либо абсолютное отсутствие эмпатии к посетителям, либо чрезмерную навязчивую любезность, но не осознанную, а протокольную. Настоящих профессионалов своего дела, способных с первых минут очаровать гостя, выполнить все его требования и принести заведению прибыль – в Астрахани мало. Большинство астраханских официантов – скучающие люди, не любящие свою работу, не замотивированные на процветание места, где они зарабатывают.
Ещё одна беда астраханских кафе – громкая музыка. Речь не о шашлычных с дискотеками по вечерам, куда целенаправленно ходят любители такого вида досуга. Навязчивая, акцентирующая на себе внимание музыка, которую никак нельзя назвать фоновой, гремит и в якобы тихих кофейнях, куда люди приходят не столько поесть, сколько поговорить. Почти во всех местных заведениях, даже там, где не предлагают алкоголь и танцы, нарушают адекватную громкость музыкального сопровождения, а играющие композиции не располагают к приятному отдыху.
Что касается основного критерия любой точки общепита, вне зависимости от её уровня – гармоничного соотношения цены и качества, то и в этом в Астрахани полный разлад. В большей части заведений цены завышены, а под претенциозным блюдом часто скрывается скучная, лишённая индивидуального вкуса еда. Формализм, непрофессионализм, привычка выдавать желаемое за действительное делает значительную часть астраханских едален прямыми наследницами советских столовок с евроремонтом. Традиционная местная кухня представлена крайне скудно, да и то, в основном – в дорогих пафосных ресторанах. Стрит-фуд с местным колоритом, не считая бесконечных антисанитарных шаурмичных, отсутствует вообще.
Хочется верить, что у астраханской кухни появится свой позитивный стиль, а в сфере общепита будут работать люди, влюблённые в свою профессию.