В последнее время в заинтересованных кругах наблюдаются вбросы панических настроений в связи с уменьшением грузооборота в астраханских портах. С чем это связано, и кто стоит за распусканием истеричных слухов, мы попытались выяснить, и приготовились было погрузиться в мутные воды происходящих у пристаней процессов, однако ответ плавал на поверхности.
Поводом для нагнетания нервозности стало уменьшение грузооборота в астраханских портах с одновременным и обратно пропорциональным увеличением грузов в порту Махачкалы.
Из этого события сделали простой вывод: астраханские заказы «сливают» вниз по течению в пользу дагестанских портовых коллег. При этом виновных в данном процессе «нашли» сразу, указав наверх. Дополнительную остроту придавали опасения за сотни остающихся без работы рук и ног, которым, кроме портов, идти якобы некуда.
При всём при этом не трудно обратить свой взор в сторону того же порта в Махачкале, а посмотреть есть на что. За кратчайший период для предприятия подобного рода в Дагестане удалось переломить не сопутствующее для бизнеса положение дел в порту. Сведён на нет громоздкий и не логичный документооборот, существенно затруднявший нормальную работу порта и создававший благоприятнейшую атмосферу для коррупции, когда в обход искусственных барьеров приходилось расставаться со своими кровными ради оперативного решения того или иного «бумажного вопроса». Оптимизирована работа всех служб с целью максимально быстрого обслуживания клиентов; и, наконец, цена вопроса сыграла свою весомую роль – в Махачкале дешевле!
Если же смотреть еще шире, то в Дагестан возвращаются те клиенты, чьи настроения были испорчены работой махачкалинского порта. Проще говоря, клиенты из Астрахани возвращаются в Махачкалу. На этом фоне назначение капитаном астраханского порта дагестанца не выглядит чем-то не логичным – опыт увеличения грузооборота налицо, так почему же им не воспользоваться? И тут скептики, конечно, возразят всё теми же аргументами. Вот только простой факт: в Махачкале грузооборот вырос больше того объема, который снизился в Астрахани. Таким образом, видна действительная работа по увеличению грузооборота. И если это получается в Дагестане, а не получается в Астрахани, то пенять тут нужно на себя, не забывая, всё же, об одном простом обстоятельстве. А именно: увеличивать грузооборот можно за счёт строительства и модернизации портов. Это, в свою очередь, забота федерального центра, ведь одной Астраханской области и Дагестану в скором времени будет тяжело тягаться с тем же Ираном, количество портов которого на Северном Каспии в перспективе достигнет десяти, один из которых нацелен на обслуживание только туристов. И это в стране, готовящейся к войне! И это не считая портов Казахстана, Туркмении и Азербайджана!
Если есть возможность разгружать и загружать корабли быстрее и дешевле, то эту возможность не упустит никто. В противном случае можно искусственно пользоваться менее выгодными предложениями в рамках бюрократического давления, что подрывает основы бизнеса. Пока же рынок транспортных услуг остается открытым, люди продолжат стремиться выбирать идеальные условия. А чтобы им было из чего выбирать, стоит создавать такие условия. Это старая очевидная аксиома: «рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше». И в данном конкретном случае человек будет искать, где глубже – речь-то идёт о судоходстве – вопрос прохождения канала с его шириной и глубиной всегда будет интересовать службы логистики. В конце концов, из-за проблем с тем же каналом многие «пересели» на железную дорогу, предпочитая большие траты меньшим головным болям с форс-мажорными обстоятельствами.
Напоследок стоит напомнить, что в первом квартале сего года в Астрахани была зима, а Махачкала – единственный российский порт на Каспии незамерзающий вовсе. Тут вопрос вполне естественный: вы поведете корабль через льды в Астрахань, пользуясь услугами ледокола, плетясь в караване, или всё же зайдёте в порт, свободный ото льда, а дальше воспользуетесь наземными видами транспорта? Увы, такой вопрос не возник у паникёров, чуть ли не похоронивших астраханские порты на словах. Понятное дело, что этому не дадут случиться ни на одном из уровней. А паникёрам, если у них проблемы с работой, стоит посмотреть новенький причал Береговой охраны пограничников чуть ниже Астраханского морского порта – там наверняка требуются и крановщики, и другие портовые специалисты.
Анатолий Косенков,
"Факт и компромат" № 16, 18.05.12.