Что такое Русский Субъект

Прежде чем говорить о будущем, нужно понимать, кто является его субъектом. В этой связи необходимо прояснить, что такое Русский Субъект, заявил в ходе "Форума будущего 2050" директор Института Царьграда Александр Дугин.

"Когда мы говорим "русское", "русский", мы имеем в виду, как правило, три уровня. Они не всегда совпадают, но их можно разложить, подобно тому, как луч света раскладывается на разные цвета. Первое - Церковь и православие. Второе - это Российское государство, здесь другое время, другое будущее. Третье - русский народ. Причём, важно правильно понимать смысл слова "народ". Раньше так именовали третье сословие за вычетом священников и воинов. Крестьяне у нас считались народом (слово это произошло от слова "христиане"). И так было в основных индоевропейских обществах. При этом историю этого третьего сословия пишут две другие касты, как правило", — рассказывает философ.

Три этажа Русской цивилизации понимают будущее в своей оптике. Церковь сосредоточена на вечном. Нет никакого "прогресса". Бог был, есть и будет. Но у Церкви есть своя темпоральность: рай, Первое Пришествие Христа, Второе Пришествие Христа, а между ними - эпоха победы Земной Церкви (распространение христианства) и приход антихриста и апостасия. Царство антихриста - это и есть современный Запад, убеждён мыслитель.

Государство сосредоточено на порядке, на настоящем времени. И это тоже своя темпоральность. Государство - это Катехон, Удерживающий. Его роль состоит в том, чтобы отложить приход антихриста, сына погибели. Христианское государство эсхатологично. Отсюда происходит легитимация нашего противостояния с Западом. В либерализме Государство отмирает и его заменяет Мировое Правительство (то есть царство антихриста). Лишь в философии Гегеля Государство приобретает футурологическое измерение. Оно должно стать идеальным выражением Абсолютного Духа, государством философов и духовидцев.

Наконец, народ - это Третье. Со своим народным временем. Какое именно, сказать затруднительно, поскольку наибольшее число доктрин создавались от лица Первого и Второго сословия - то есть Церковью и аристократией. Народ долгое время в эпоху традиционного общества всерьёз никто не рассматривал. Народ в традиционном обществе субъектом не считается. Ему предлагается быть приходом, Церковью или частью государства, служить, платить налоги, подчиняться.

Однако если всё же предпринять колоссальное усилие и обосновать субъектность русского народа, тем самым мы разблокируем путь в будущее. Вообще говоря, это опасно. Так как именно обращение к Третьему сословию привело Запад к сатанизму, да и нас в большевистскую эпоху к чему-то похожему. Либеральная эпоха 1990-х в принципе стала катастрофой, её плоды мы пожинаем до сих пор.

"Нам необходимо новое возвращение нашего народа к самому себе, потому что, как мы уже говорили, мы разучились любить. Мы больше не знаем, что такое настоящая любовь. А любовь – это та народная мистическая субстанция, из которой создаётся будущее. Нам необходима политическая теория русского народа за пределами либерализма, коммунизма и национализма. И если мы не проснёмся, если не разбудим, не пробудим Русский субъект из народного духа, Русского будущего у нас не будет. Но я абсолютно уверен, что ему всё-таки быть", — говорит Дугин.

Институт Царьграда