Хочу немного прояснить ситуацию, происходящую в здравоохранении, поскольку информационное благолепие и реальность практически не совпадают. Столкновение пациента с реальностью рождает в лучшем случае недоумение, а, как правило, агрессию в отношении медицинского работника и многочисленные жалобы.
Начнем с того, что болеть люди меньше не стали. Однако с 2000-2015 гг. количество больниц в России сократилось с 10,7 тыс. до 5,4 тыс. (ЦЭПР на основании данных Росстата). Т.е. с 2000 г. шло сокращение по 300-350 больниц в год, прежде всего в селах и деревнях по программе «реструктуризации и модернизации системы здравоохранения». При сохранении таких темпов к 2022 г. количество больниц уменьшится до 3 тыс. и будет соответствовать количеству больниц в Российской империи 1913 г.
Параллельно происходит сокращение коечного фонда оставшихся больниц. Приведу пример. В 2017 г. открывал отделение на 60 коек в одной из московских больниц. К 2022 г. отделение сокращено до 22 коек и то часть из них дневной стационар. На этих койках сложных больных лечить нельзя. Ведь не может же больной после серьёзной операции не получать питания и уходить на ночь домой. Это привело к огромным очередям на плановую хирургическую помощь. Для примера в некоторых больницах Москвы ожидание может длиться год.
Количество поликлиник также сокращается. Так, по данным Росстата в 2020 г. насчитывалось 22,9 тыс., а в 2021 г. число поликлиник сократилось на 1,3 тыс. и составило 21,6 тыс.
Удручающая ситуация с медицинскими кадрами. Если стационары более-менее укомплектованы, то в поликлиниках катастрофическая нехватка специалистов.
Огромную роль в оказании медицинской помощи играет не только количество, но и качество врачей. Как показывает практика, подготовка в медицинских вузах слабая. Практические занятия сведены к минимуму, ради красивых отчетов запрещаются низкие оценки на экзаменах, внедряется дистанционное обучение. Приведу личные наблюдения. Ординаторы 2 года обучения по оториноларингологии не могут выполнять элементарные манипуляции, а в беседе с закончившим ординатуру врачом челюстно-лицевым хирургом выяснил, что навыков по специальности он за 2 года обучения не получил (причем учился на платной основе, а это 400 тыс.в год), зато хорошо научился печатать на компьютере и заправлять картриджи принтеров. Тут уже не до смеха.
Постдипломное образование выглядит не лучше. Ранее каждые 5 лет врач посещал курсы повышения квалификации с прослушиванием лекций, демонстрацией практических навыков. Происходило живое общение, передача знаний и личного опыта. В настоящее время внедрена электронная система непрерывного медицинского образования. Не буду вдаваться в подробности, но эффект от этой системы такой же, как и от дистанционного образования в школе. То есть никакой. В течение 5 лет нужно зарабатывать баллы на новый сертификат. Но слушать онлайн-лекции, отвечать на глупые тесты большинство медицинских работников не желают, а платят деньги фирме, которая занимается вместо врача всей этой ерундой и приносит честно купленный сертификат врачу. В итоге последипломное образование практически уничтожено.
Еще один, пожалуй, основной удар по практическому здравоохранению, это система ЕМИАС. Как написала в жалобе одна из пациенток, что, не смотря на неоднократные её просьбы, врачи к ней не подошли, поскольку были заняты увлекательной компьютерной игрой. Так вот эта игра и есть – Единая Аналитическая Информационная Система (ЕМИАС). Если коротко, то это система сбора личных и медицинских данных о человеке. Надо сказать, что среди практикующих врачей распространено мнение о том, что если бы они знали, что медицина сведётся к ЕМИАС, то выбрали бы другую специальность. Эта система не имеет никакого отношения к здоровью человека и нашей работе. Это бессмысленное выполнение алгоритмов по нажатию кнопок, но 80% рабочего времени уходит именно на это. Мы уже забыли, когда последний раз на врачебных конференциях обсуждали пациентов и их лечение. Все свелось к обсуждению ЕМИАС, красных зон, рейтингов, закрытия счетов.
А теперь внимание, уважаемые пациенты, есть еще один хитрый и продуманный удар по здравоохранению. И выполнять его предназначено вам. Это система стимулирования жалоб: горячие линии, доброделы, странички жалоб на сайтах губернаторов и министерств. Позитивная информация в СМИ, елейные отчеты чиновников и реальная ситуация в медицине, конечно, приводят вас в справедливое негодование. А кто виноват? До высшего руководства здравоохранения высоко, до управленцев среднего звена далеко, а врач – вот он, рядом. Весь негатив выливается на уже практически уничтоженного системой врача. Ну и уходят они или в частные структуры или вообще меняют профессию, я бы сказал, что их намеренно выдавливают. Лично знаю такие регионы Московской области, где нехватка специалистов катастрофическая, а где-то их вообще нет. Есть уже опыт лечения больных по телефону и мессенджеры. Как итог мы наблюдаем огромный рост осложнённых форм течения заболеваний. Однако уже проскакивают сообщения, что по сравнению с врачами искусственный интеллект ставит лучше диагнозы и назначает лечение. Так вот все вышеперечисленные мероприятия по ликвидации здравоохранения ведут именно к замене врача ИИ. Не страшно вам? А если ИИ решит сократить человеческое поголовье?
Поэтому, уважаемые пациенты, подумайте прежде, чем включится в игру по уничтожению медицины. К этому состоянию её привела внедряемая система. Постарайтесь найти с врачом общий язык. Врач – он тоже человек. Я уверен, он сделает для вас очень многое.
Алексей Агафонов, врач, челюстно-лицевой хирург, к.м.н.