Проблемы увеличения потребления энергии в начале 21 века породили ряд осложнений, которые, прежде всего, выразились уже существующими изменениями биосферных циклов. Такова награда самого прямого способа использования ресурсов планеты.

Потребление ресурсов во все предыдущие периоды истории было в мировоззрениях цивилизации связано с непосредственным изъятием их из окружающей среды. И под названием «ресурсы» люди чаще всего вспоминают различные материальные носители энергии и вещества.

С прошлого века расширялось понимание о том, что именно составляет собой богатства нашей планеты. И если копнуть еще чуть глубже, то всем нам хорошо помнится из школьной программы, что из земли добывают для топлива не только газ и нефть, но и каменный уголь. Впоследствии основные колониальные державы исчерпали его большие запасы, и на смену постепенно пришла эпоха нефтедобычи. В то же время появилось электричество, и искусственный свет озарил наши жилища и улицы. Дабы провести электричество во все населенные пункты нашей страны, понадобилось множество лет и огромный человеческий вклад. Отработанные еще тогда принципы добычи и снабжения электроэнергией практикуются и по нынешний день. Однако сейчас, спустя почти столетие, всему миру стала заметна некоторая несостоятельность традиционных концепций энергетики и ресурсов. Этот небольшой просчет стал ныне сказываться уже в той значительной степени, что многих людей науки заставил задуматься о поисках более универсальных источников энергии в период сужения возможности сырьевого и ресурсного пользования. К тому же и возникшие экологические проблемы стали одним из первоочередных стимулов для поиска новых энергетических возможностей. Новейшие передовые разработки конструкторов и ученых со всего мира, прежде всего, призваны решить задачу энергетики будущего с позиции экологической безопасности. Конечно, огромное противодействие этому оказывают сами ресурсно–энергетические корпорации. И часто ученых в этом случае поддерживает лишь государство, в подданстве которого они находятся. В этом видятся попытки многих государств посредством достижения ими энергетической автономности добиться отрыва и независимости от капитала транснациональных финансовых корпораций, которые, в общем-то, и занимаются, благодаря распределению капитала, контролем над ресурсами планеты. Конечно, это неминуемо отдает антиглобализмом. Но в тайне друг от друга, каждый мечтает о полной энергетической безопасности для своего государства. И может быть, не за горами то время, когда все вопросы будут решаться не в пользу прибравшего все к своим рукам меньшинства, а грамотный и мудрый руководитель вдруг осознает, что это все просто пережитки, устаревшее и порочное понимание действительности. Разве наша страна обязана кому-нибудь что-либо? Исторически мы и так много позитивного сделали для Европы и всего мира в целом. Если мы так и будем продолжать находиться во власти общепринятых заблуждений, то из нас, как из пластилина, будут продолжать лепить все, что им вздумается. А главное, что и опрос населения показал, что большинство уже готовы к наступлению эпохи положительных перемен.

Люди устали работать на обогащение энергетиков и вообще не понятно кого, на наладку поставки им же этих дорогостоящих коммуникаций. Если всех освободить от этих грандиозных оков, то полученный потенциал можно было бы запустить на многие другие важные преобразования, например, на увеличение степени продовольственной независимости страны, на увеличение мощи и крепости военной сферы. Подсознательно почти каждый гражданин нашего государства ощущает некую долю несправедливости нависшей над ним. Богатое, во всех смыслах, наше отечество, заполнено неравновесным отношением к человеку. Мы трудимся практически больше других в мире, при этом на нас приходится пустяковая доля общемировых ресурсов.

Может, мы просто очень доверились дружественным пожеланиям своих конкурентов. И вопрос преодоления тупиковой для российского общества ситуации во многом граничит с развитием энергетической и продовольственной безопасности наших граждан. Многое же упирается еще и в то, о чем официально еще не принято говорить. И контролировать процесс реорганизации и удаления изживших себя взаимоотношений общество, как это ни покажется странным, уже готово. Осталось только дать старт накопившимся новым принципам и идеям. А то, почему это необходимо, мы видим из самой жизни. Например, недавно для астраханских налогоплательщиков поставщики энергоресурсов ввели еще одну добавочную величину, названную ими комиссией, которая хотя и составила 1,2 %, тем не менее позволяет взымать с миллиона жителей уже достаточно приличную сумму. Каковы же обоснования введенной величины – нам простым смертным никто объяснить не удосужился. И вроде для каждого отдельного человека это копейка, но какова цель этого дополнительного взимания? А ведь введение новейших технологий позволило бы каждому астраханцу, да и не только астраханцу, пользоваться, например, бесплатной и автономно доступной электроэнергией. При этом отпала бы острая необходимость в реконструкциях линий электропередач. Электроэнергия вырабатывалась бы локализовано, там, где она необходима, и в нужном объеме.

Сейчас в Астрахани группа энтузиастов разработчиков вплотную приблизилась к решению проблемы создания автономных систем – ветряных и водных генераторов электрического тока. Отличие от обычных ветряных генераторов состоит в резком и многократном увеличении КПД этой системы, действие которой базируется на новом взгляде на фундаментальные физические законы. Разработками этими, когда уже стала прорисовываться очевидность достижения успеха, очень заинтересовались иностранные представители. С их стороны были даже попытки создания договоренностей о выделении инвестиций в обмен на плоды творчества изобретателей. Причем иностранцы сразу раскусили эффект и всей последующей колоссальной рентабельности данного предприятия, и прежде этого разглядели огромную выгоду патентования этих изобретений. Экономическая эффект в последствии создания производства по выпуску такой продукции уже в первые периоды будет исчисляться в суммах, в сравнении с которыми большинство региональных бюджетов страны могут показаться жалкими грошами. Помимо достижения высочайшего КПД установок (если скорость воздушного потока, ветра достигает 10 м в сек., то при достижении лопасти скорость его увеличивается до 50 м. в секунду), разработчики, озаботившись проблемами состояния окружающей среды, рассматривают свои изобретения с точки зрения использования экологических аспектов, где роль энергетического ресурса играют стихийные силы самой природы.

Хотя многим представляется, что, к примеру, Волгоградская ГЭС – это очень экологично, но на самом деле именно ее воздействие осушило и заболотило дельту Волги. Цветущая в жаркий период вода - проявление чрезмерности популяции микроорганизменных форм, которые к тому же отравляют нашу воду избытками своей жизнедеятельности в виде цианистых соединений, являющихся сильнейшими токсинами. Именно в значительной степени под добавочным влиянием такого фактора популяции наших речных рыб постепенно сокращаются, а речная вода становится малопригодной к использованию даже для поливных целей.

По расчетам конструкторов–разработчиков ветряных и водных энергетических систем, эта проблема могла бы быть решена. Был произведен расчет рабочей мощности ГЭС, которую сопоставили с расчетом необходимых затрат на выпуск серии установок в определенном количестве с учетом коэффициента продуктивности замещающих новых систем. Вывод оказался интересным с точки зрения дальнейших перспектив разработки в этом направлении. Обозначилась реальность полной замены экологически вредной деятельности электростанции на возможности новаторских систем электро обеспечения. Это позволило бы убрать, блокирующее естественное течение реки, заграждение. Дельта промылась бы, избавившись от ядовитых водорослей, и наполнилась бы вскоре проточной влагой. Беспрепятственное перемещение вдоль реки рыбы стало бы основой возобновления обитаемости водного пространства. Для всей Астраханской области это было бы огромное благо. Также это сделалось бы основой новой сельскохозяйственной концепции, где проблемы электро- и водоснабжения смогли бы окончательно быть разрешены. Орошение производилось бы индивидуально или сразу для нескольких сельских хозяйств при помощи водных поплавковых установок, разрабатываемых тоже на новейших обнаруженных физических принципах, увеличивающих КПД системы. Таким образом, ранее малопригодные площади стали бы использовать для тотальной засадки растениями. А для жителей и не только нашей области это означало бы бесплатное электричество, плюс отопление, водоснабжение и многое другое. А кроме этого, создание уже спроектированного завода по производству этих установок позволило бы создать 800 рабочих мест для астраханцев. И как мы уже отмечали ранее, иностранцы готовы вложить в этот проект инвестиций на десятки миллионов евро, в отличие от отечественных инвесторов, которым данный проект интересен был бы только для получения мгновенной прибыли и для сгребания к себе больших прав обладателей выхлопа от такого бизнеса. Однако мы все, к сожалению, понимаем, что это кому-то может быть и крайне невыгодно, и в этом одна из сторон айсберга преткновения. Очень может быть, что в последствии станет ни то, чтобы обидно, но несколько грустно, если первенство в таком удачном шансе выпадет вдруг иностранному государству.

Степан Округов,

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 30 (539), 09.08.2013 г.