Таким вопросом задался член Общественной палаты России Борис Якеменко.
«В связи с трагедией в «Крокус сити холле» стоит разобраться в том, что такое современный терроризм. Термин «терроризм» сегодня применяется очень широко и прикладывается к самым разным, причем порой противоположным, группам и сообществам. Но дело не только в этих терминологических спекуляциях, хотя «война терминологий» сегодня является важнейшей частью информационной войны.
Дело в том, что нынешний терроризм имеет весьма своеобразную природу. В отличие от терроризма второй половины XIX — начала XX веков (вспомним знаменитый российский женский терроризм), который имел четкую цель, задачи и был направлен против конкретных людей, сегодняшний терроризм «бесцелен» в том смысле, что он направлен не на отдельных людей или конкретные группы, а направлен «вообще». У современного терроризма нет внятной цели, а есть процесс, вызванный определенными условиями. И поэтому нельзя победить терроризм, защитив потенциальные жертвы, то есть убрав предполагаемые цели. Во-первых, нельзя убрать и защитить всех. Во-вторых, цели нет, вернее, процесс и есть цель.
Задача нынешних террористов — спровоцировать конфликт, который ни к чему не ведет, не решает никаких задач, а сеет ужас и создает медийные волны. Поэтому террористом может стать кто угодно. События в «Крокус сити холле» показали, что теракт в данном случае был вообще отдан украинской властью «на аутсорс» жестоким дикарям, абсолютно безыдейным, вряд ли толком понимающим, что происходит между Украиной и Россией, которые готовы были убивать кого угодно. То есть важно было создать «ситуацию теракта», убивать, навести ужас, но ничего не решать.
Такая ситуация очень удобна. Под конфликт «вообще» можно собрать максимально большое количество самых разных людей. Кроме того, в рамках «конфликта вообще» становятся неважными конкретные поводы, будь то нефть, атом, Украина, Коран или Библия. То есть конфликт «вообще», просто ради ужаса и насилия, кооптирует любые противоречия, как значимые, так и незначимые, и, пропустив через себя, превращает их в энергию насилия — единственную энергию, которая, по мнению Запада, сегодня способна двигать вперед политические процессы.
Терроризм сегодня максимально удобен Западу. Потому что при очень небольших затратах (как в случае с терактом в «Крокусе» — помойная машина, несколько единиц оружия, патроны, шмотки, бензин, миллион рублей на всех — невидимые глазу копейки для условного ЦРУ или СБУ) он производит колоссальные следствия. Весь мир, миллионы людей разуваются в аэропортах и выворачивают карманы и чемоданы, миллионы рамок, сотни тысяч контролеров, миллиарды долларов, затраченные на безопасность — и все это сделала, поставила мир на уши горстка террористов, которой в любых категориях грош цена.
Многие еще помнят недавние относительно времена, когда никаких рамок не было, паспорт лежал дома, а билет на поезд или самолет давали без предъявления личных данных. В случае с «Крокусом» то же самое — горстка выродков — и сотни погибших и пострадавших, вся страна поднята на дыбы, силовики не спят, громадные финансовые затраты и еще неизвестно, чем это кончится для щетинистого наркомана, если Владимир Владимирович вдруг сверкнет очами, трахнет кулаком по столу и зловеще скажет: «Тааааак, ну всё, хватит. На этот раз, хохлы, вы прыгнули без парашюта».
Поэтому бороться с терроризмом в традиционных категориях (враг, идея, надо защитить людей и объекты) почти невозможно — надо понять, что это. Определить категории, и тогда можно будет выработать стратегию».
А как представляете современный терроризм вы, уважаемый читатель? Как бороться с этим явлением? Поделитесь своим мнением в комментариях.