На прошлой неделе стало известно о сложностях с финансированием, возникших при строительстве хирургического корпуса Александро-Мариинской больницы. Нужно погасить кредиторскую задолженность в размере 125 миллионов рублей и найти еще 140 миллионов на завершение строительно-монтажных работ, установку и наладку оборудования. Где взять эти деньги, власти пока не знают. Но обещают найти. Хотя строительство хирургического корпуса, диагностического центра, а также храма святого целителя великомученика Пантелеймона должно было завершиться здесь еще в 2008 году.
Между тем, Александро-Мариинская больница всегда играла в жизни Астрахани заметную роль. Построенная когда-то на окраине города, сегодня она оказалась почти в его центре. Три года назад больнице официально «стукнуло» 130 лет.
В разные годы называли ее по-разному. После революции она была Центральной городской, потом - имени Астраханского пролетариата. С середины прошлого века стала Областной клинической, а в 1992 году по инициативе коллектива ей вернули историческое название - Александро-Мариинская.
Почему больница - Александро-Мариинская?
По данным Астраханского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, в феврале 1876 года в доме Федорова на набережной Варвациевского канала (сегодня - угол Набережной 1 Мая пул. Мусы Джалиля) открылась городская бесплатная больница на 20 коек. Она была названа Мариинской в честь бракосочетания княгини Марии Александровны (дочери Александра II) с принцем Альфредом Эдинбургским. А в 1881 году на ул. Почтовой (Чернышевского) открылась Александровская лечебница на 30 мест. Ее назвали в память об убитом народовольцами императоре-освободителе крестьян Александре II.
В 1882 году больницы объединились административно, а еще через пять лет - и территориально. Решением городской Управы новому медицинскому учреждению была отведена Покровская площадь за Кузнечной слободой, где оно сейчас и находится. Больница предназначалась для оказания бесплатной врачебной помощи «лицам обоего пола без различий званий и вероисповеданий». В конце позапрошлого века здесь было два отделения, хирургическое и терапевтическое, на 65 коек. Работали там два врача, Александр Петрович Далингер (с 1894 года стал старшим врачом) и Николай Михайлович Никольский.
Кстати, Далингер окончил Военно-медицинскую академию в одном выпуске с академиком И.П. Павловым. Ему досталось самое трудное - с нуля наладить жизнь Александро-Мариинской больницы. Он был не только администратором, но и лечащим врачом широкого профиля. Далингер сделал более тысячи операций, напечатал 16 научных работ.
Постепенно больница разрасталась. Кроме стационарных отделений и поликлиники, там появились прозекторская с бактериологической лабораторией, дезокамера, аптека. До недавнего времени на ее территории сохранялся комплекс из трех построек конца 19 - начала 20 веков.
Музей и его экспонаты
Здания на территории больницы строились постоянно: два хирургических корпуса в 1928 и 1937 годах, акушерский - в 1984 году. История больницы и всего астраханского здравоохранения была отражена в экспонатах музея истории медицины, над созданием которого в конце прошлого века потрудились врачи-энтузиасты и ветераны астраханской медицинской профессуры, которым помогали музейные работники.
Старейшими экспонатами музея были уникальные предметы ухода за больными, изготовленные еще сарматами в 3 веке до нашей эры. Это каменные аналоги современного стеклянного и металлического аптечного оборудования.
Кстати, Астрахань стала третьим городом в России после Москвы и Петербурга, где в 17 веке появилась аптека. Один из залов музея представлял собой самую настоящую аптеку 9 века. Был воссоздан и кабинет бывшего главного врача больницы Далингера. Сильное впечатление на посетителей производили экспонаты, рассказывавшие о зловещих страницах истории Астраханского края - борьбе с чумой и холерой. Достаточно напомнить, что в конце 17 века «моровое поветрие» истребило более 10 тысяч астраханцев из 16 тысяч живших в городе. Такие вспышки могли возникать несколько раз за столетие. Не случайно в 1901 году в Астрахани была создана первая противочумная станция. Знаменитый профессор И.Н. Мечников, чье имя носит ныне одна из городских улиц, побывал в 1911 году в Астрахани, будучи главой научной экспедиции, изучавшей локальные очаги легочной чумы в Букеевской Орде. Экспонаты музея (противочумные костюмы, фотографии, документы) рассказывали об ученых, которые ценою собственной жизни делали важные открытия. Например, врач Ипполит Александрович Деминский осенью 1912 года заразился легочной чумой и завещал свой труп вскрыть «как случай экспериментального заражения человека от сусликов...».
Часть музейной экспозиции составляли редчайшие документы и фотохроника прошлых лет, личные вещи и медицинские инструменты прославивших некогда наш город знаменитых врачей-астраханцев.
В 1758 году императрица Елизавета издала указ о назначении пенсии вдовам докторов, лекарей и аптекарей, если они обязывались воспитывать своих детей для служения по медицинской части. Эта жесткая мера дала ощутимые результаты: в России, в том числе и в Астрахани, появились многочисленные врачебные династии. Много экспонатов в музее было из частных коллекций - старинные фотографии, медицинские инструменты, награды и личные вещи врачей.
Да и само здание, где размещался музей, являлось практически музейным экспонатом. Тем, кто хотя бы раз побывал на экскурсии в Астраханском кремле, знакомо имя архитектора Сергея Карягина, строителя последней колокольни Успенского собора. У 80-метровой вековой башни были и более скромные «родственники». Среди них - небольшой домик на территории Александро-Мариинской больницы, в котором и размещался филиал историко-архитектурного музея-заповедника - единственный в Поволжье музей истории медицины.
Каменный одноэтажный дом был построен в 1912 году на территории Александро-Мариинской больницы (кстати, конкурс на проект здания объявлялся по всей России). Через 80 лет он получил статус историко-культурного памятника регионального значения. Реставрация здания перед размещением в нем музея длилась пять лет. Этот дом и еще два других больничных здания (административный и кардиологический корпуса) образовали целый архитектурный охраняемый комплекс, которым могла бы гордиться любая российская больница.
Конец музея медицины
Александро-Мариинская тоже гордилась, но недолго. В 1993 году объект культурного значения «Комплекс построек Александро-Мариинской больницы конца 19-начала 20 столетия» был зарегистрирован в Министерстве культуры РФ. В 1994 году в одном из зданий открылся музей, а сразу после того, как он отметил десятилетие, администрацией больницы было принято решение о необходимости строительства на этом месте диагностического центра.
Специалисты Росохранкультуры провели экспертизу, результаты которой гласили: здание находится в хорошем состоянии. Федеральное агентство по культуре и кинематографии рекомендовало сохранить здание как часть комплексного объекта культурного наследия. Обласгная прокуратура вынесла предостережение главному врачу больницы, некоторое время около здания даже находился пост милиции. Однако в 2006 году музей отключили от всех коммуникаций, экспонаты вывезли, а осенью 2008 года здание все-таки разрушили.
Экспонаты музейные работники сохранили, но увидеть их в ближайшее время будет невозможно. Не подозревая, какой конец уготован зданию музея, вдовы, дети, внуки известных в Астрахани врачей передавали бережно хранившиеся дома личные вещи и документы, как они предполагали, для лучшей сохранности и для того, чтобы с ними могло познакомиться большее количество людей, интересующихся историей становления астраханского здравоохранения.
Город лишился одного из памятников истории и культуры, защитники культурного наследия - веры в возможность сохранения объектов при циничном попустительстве чиновников. Наставники молодежи - весомого аргумента убеждения подрастающего поколения в необходимости бережного отношения к прошлому. А больница-одного из редких для лечебных учреждений здания, подтверждавшего исторический факт его существования на определенном месте. Осталось, правда, еще два здания-памятника, судьба которых пока неизвестна.
Алена СЕРГЕЕВА, "Хронометр" №11 от 17.03.09.