Чувства в законе. Депутаты любят детей, а чужих?
Замечательный пример подали астраханским депутатам их коллеги из Пермского края. Высокопарную трескотню про заботу о молодых матерях и младенцах они подтвердили реальной помощью новорожденным. Молодцы. Кризис кризисом, а детишек надо рожать, кормить, одевать, обувать и воспитывать.

В Пермском крае вступил в силу местный закон о дополнительной финансовой поддержке молодым матерям. При рождении первенца им выплачивается по 60 тысяч рублей. Сумма не ахти какая, но на первое время вполне приличное материальное подспорье. Что мешает астраханским депутатам и высокопоставленным чиновникам так же реально позаботится о будущем поколении?

Правда, помощь молодым матерям предложена в виде социальной карты с начислениями. Их принимают только в детских магазинах, и купить можно лишь детский ассортимент. И ещё условие – на такую помощь могут рассчитывать только те мамы, которые прожили в Пермском крае не менее пяти лет.
Если эти оговорки не встретили особых недовольств в социальных сетях, то другие вызвали целую дискуссию. Некоторым не понравилось, что на помощь могут рассчитывать лишь те матери, которые записали в свидетельстве о рождении ребёнка его отца. «Безотцовщина» на помощь может не рассчитывать.
Спорить именно с этим неуместно, поскольку астраханским мамам пока вообще ничего не предлагают. Но в принципе я бы поддержал депутатов, рискуя быть обвинённым в дискриминации женщин, не пожелавших узаконить отца своих детей. А дискриминация ли это, или попытка хоть как-то укрепить семью? Сразу и не ответишь. С одной стороны такая «фильтрация» матерей смахивает на разделение их на первый и второй сорта. С другой стороны, как же быть с законами, которые формально регулируют правоотношение в обществе. Ячейки социума и так распадаются быстрее, чем создаются. Если ещё и законы будут этому способствовать, далеко зайдем. И так правоприменение у нас, мягко говоря, избирательное.

Ни для кого же не секрет, что многие астраханские семьи живут как полноценные, а числятся в органах социальной защиты как «безотцовщина». Причём это хорошо известно и работникам собесов. О гостях города из солнечных республик, которые решили переехать в Астрахань на постоянное место жительства и говорить не приходится. У них по обычаю браки вообще не регистрируют. Получается, что изначально они все многодетные матери «одиночки». И могут рассчитывать на материальную помощь из скудного бюджета. Справедливо ли это? По закону – да, а по жизни? Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что, приехав в гости, мягко говоря, некорректно устанавливать тут свои правила общежития. Значит, необходим закон, устраняющий эти правовые несуразицы. Знакомая из одного районного собеса рассказала, что хитросплетения и всякие бюрократические препоны сложных правил предоставления материальной поддержки малоимущим досконально изучили, например, мамы цыганской национальности. Они лучше штатных сотрудников знают ходы – выходы, чтобы получить пособие в полном объёме. И получают. Потому что практически все они – матери одиночки. В таких условиях язык не поворачивается упрекать коренных астраханских мам в вынужденном лукавстве. Идут они на обман закона, чтобы прокормить своих детей. Разводы по расхожей причине «не сошлись характерами», в последние годы сменились на другие – «из-за трудного материального положения». По умолчанию, конечно, истинные цели формальных разводов мамы не называют.

Вот и получается, что даже на простом бытовом уровне законы практически ничего не регулируют. Их просто не исполняют обе стороны: как граждане, так и контролирующие органы. Что же делать? Менять законы, писать их исполнимыми. Но в первую очередь, конечно, устранить причины, толкающие людей (в нашем случае матерей) на гибридное правоисполнение. А попросту на обход законов, что тормозит построение цивилизованного государства.

Если астраханские депутаты всё-таки реально озаботятся острой проблемой (а что у нас не острое?) – деторождаемостью, и поддержат молодых мам, то пусть не повторяют ошибки коллег из Пермского края. Нет, не с «дискриминацией» мам-одиночек, которые остались без материальной помощи. Здесь я на стороне законопослушных консерваторов. Семейная ячейка и так теряет свою душевную привлекательность. Материальная зависимость хоть как-то поможет укрепить важнейший институт человеческих отношений.
Речь немного о другом. Почему помощь – мамам, при всём уважении к женщине- матери, а не семье? Если мама «записала» в свидетельство о рождении отца ребёнка, то помощь предназначена уже полноценной семье, значит и отцу, а не только матери. Это, возможно, мелочная придирка, но для нормального отца очень неудачная формулировка. Звучит разобщающе.
Но, честно говоря, не так уже и важно, как напишут свой закон о материальной помощи при рождении первого ребенка астраханские депутаты (а почему, собственно только первого, а не вообще нового человека?). Главное, чтобы они озаботились будущим, как своим, так и всего общества. И заботу оформили законом. Вот это и будет патриотизм, не квасной-записной, а настоящий – реальный.

Николай Василич, журналист
Астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», №24 (734), 2017 г.