В любое время суток и практически в любую погоду, кроме лютой жары или мороза, осадков и штормового ветра их можно встретить везде, в любом районе, дворе Астрахани.
На окраинах города их ещё больше – частные дома располагают к их разнообразию и количеству. Да, как вы уже догадались, это речь об астраханских собаках.
Случай у Морского судостроительного
Пишу все это и радуюсь – мог бы не писать уже. Достаточно вспомнить, сколько раз приходилось сталкиваться с этими существами в самых жутких, неприятных ситуациях, когда ни увещевания, ни брошенные камни не помогали. Что ж, приходилось пятиться назад. Уж лучше потихоньку отходить от наседающей стаи или бешеной суки-одиночки, чем показать спину, пойти гордо и прямо и спустя мгновения рухнуть наземь с перегрызенными щиколотками, сухожилиями – хвать, и уже не устоишь, захочешь - не сможешь.
Помню случай, произошедший с добрый десяток лет назад: женщина шла мимо поликлиники (тогда ещё Морского судостроительного завода) со своей левреткой или что-то подобное, миниатюрное было у неё на поводке. Из-под разбитого фундамента здания вдруг разом выскочили сразу пять псин, одна из них явно кормила щенков. Окружили, показались безумные пасти. Женщина взяла собачку на руки. Что тут началось! Закружили её, бедную, сжали кольцом, и одна из псин укусила её за ногу так, что показалось на мгновенье – не жить больше. Я стоял поодаль. Молча поднял обломок то ли кирпича, то ли бетона и хладнокровно швырнул в собак. Попадание было отмечено глухим ударом, собака взвыла и бросилась наутек, за ней нехотя, степенно, с лаем отходили другие. Женщина села на землю, к ней кто-то выбежал из поликлиники, я отправился дальше.
Реквием «собачьему ящику»
Копнём чуть в прошлое, ещё на десять-пятнадцать лет. В пять утра – вы помните? – начинались щелчки во дворах. Это был звук стреляющих винтовок, ружей, так называемых «мелкашек», то есть мелкокалиберного оружия. Мне оно всегда казалось каким-то детским, однако этому был свой резон: палить из пятизарядника или слонобойного ружья в жилых кварталах и опасно для людей, и громко запредельно. Поэтому «живодёры», как называли их тогда, работали с «мелкашек» - звук петарды порой громче, чем звуки их выстрелов. Работали профессионально – редко после первого выстрела собака начинала визжать, и тогда следовал второй, а то и третий. Редко, но и такое бывало. После убитого зверя бросали в кузов «ЗиЛа» и увозили на полигон.
Правило у муниципальных охотников на бродячее зверьё было одно: не стрелять в собак с ошейником. Но поди ж ты в пять утра, в предрассветной мгле разбери: есть у пса ошейник или это окрас такой в районе шеи? Бывало и домашних псов стреляли, потом были скандалы, но в целом «живодёры» были явлением наподобие гробовщиков: мрачно, молчаливо, без чего вроде как и не деться. По крайней мере, собак было мало, куда меньше, чем сейчас.
«Вы не бойтесь!»
Сегодня же я пишу это и думаю, что мог бы и не успеть дописать – отложу мысли в долгий ящик, наведу справки в специальных учреждениях на предмет «сколько от бродячих псов вреда». Однако ж пока пойду за справками, всякое может случиться – стая, пораженная бешенством или течкой главной сучки, запросто может побороть и взрослого человека, да и не только человека.
Недавно открыл дверь из дома и от неожиданности замер: на меня смотрело раз, два, три… пять… десять пар глаз! Сорок лап, десять пастей и двадцать глаз – весь этот животный арсенал хищного животного был готов обрушиться на меня. Подождал, пропустил, вышел. Напали бы, не спас бы и мой пес, и мой травматический пистолет.
Возможно, разбежались бы после первого выстрела, а может, и нет – петардами их пристреляли так, что всем им, четвероногим «друзьям человека» трам-та-ра-рам стало. И что прикажете делать? Иду дальше. Возле гаражей или стоянок всегда крутится стайка, а то и стая просто огромных собак неизвестных пород, а попросту дворняжек, двортерьеров. Ведут себя тихо, спокойно до тех пор, пока не выглянет из сторожки блюститель покоя машин, его величество сторож парковки. Псы тут же кидаются и просто бесятся до хрипоты, лают громко – выслуживаются. Приходится оборачиваться несколько раз. «Да это они на всех мужиков так, вы не бойтесь!» - ласково смоля сигарку и смеясь, рапортует сторож. В ответ мне хочется достать нож и кинуть ему в лоб с криком: «не боись мужик, у меня диагноз, я во всех ножами кидаю, ты не бойся… уже не боишься… ну ладно». Как можно не бояться? Перед выходом в Астрахань накатывать стакан храбрости? Не ясно.
Их уже больше, чем нас!
Кататься на велосипеде, мопеде и мотоцикле тоже весело – следи за дорогой, НОГАМИ (перегрызут на раз), сучкой, настигающей слева и кобелём, уже разинувшего пасть и готовящегося к решающему броску справа. Отмахивайся, не ленись. Можно остановиться, закрыть себя железным другом и спокойно пройтись пешочком метров сто-двести, пока не закончится территория стаи. Ну а коли едешь на машине, нужно быть трижды внимательным: бросаются под колеса бесстрашно, а задавишь – целое дело. Мысленно скажут все спасибо, сами при этом вызовут «кого надо для порядку», ну и для шоу, конечно. А потом доказывай, что ты не хотел жестоко относиться с животным, не хотел его калечить и убивать. Вспотеешь семь раз. Видели собак с перебитыми лапами? Они такие добрые, их все ласкают, кормят, жалеют. А ПОЧЕМУ их лапы, их передние лапы, заметьте, перебиты? Бросались под колеса, бросались на людей.
Я не понимаю, почему я, человек и гражданин, астраханец, живу в городе, в котором количество собак скоро будет равным количеству людей. В ночное время их УЖЕ БОЛЬШЕ. Это визуально даже читается, посмотрите, вспомните сами. Откуда они взялись? Объясняю: завёл собаку человек, она ему надоела, он её прогнал; псина убежала от человека; сучка принесла приплод, а несутся они два раза в год по пять-десять щенков. Вот и считайте. Сосчитали? Вот-вот, собак у нас просто до редьки, а то и до того, кто ее не слаще.
Бешенство на улицах города
Строили вроде скотомогильник специально под эти цели, обещали отлавливать и стерилизовать бродячих псов, потом заново отпускать, а совсем уж чумных усыплять. Мне одному кажется, что собаки сами давно всех по-своему усыпили и слопали, всех этих сторонников гуманных мер защиты от разносчиков болезней. Сами-то по себе не особо, но вот блохи, блох у них тонны, а сколько в нашем климате заболеваний «экзотических» - уже не сосчитать. Мне больше всего «нравится» бешенство и столбняк. Собака теряет контроль, превращается в маньяка с одной мыслью «кусать/убивать» и бежит по городу, кусает всех.
Ей, собаке, невдомек, что нам её стрелять нельзя, негуманно, а ей нас по-прежнему можно. И вот когда уже накусается вдоволь, когда крови человеческой пустит, тогда уже виднеются мигалки МЧС, слышны полиции сирены. После об этом напишут все газеты, а через неделю всё забудется. Ну, разве что шрамы останутся у пострадавших. Если выживут – столбняк ведь болезнь своеобразная, тут нужно крепкий нерв иметь, чувствуя, как тело коченеет, не каждый сторонник гуманных методов выдержит, что вы!
Марсиане с ул.Чернышевского
Иногда у меня возникает желание сходить в мэрию, но я его быстро в себе гашу. Нашу мэрию всем составом я бы усадил в экспедиционный вагон и отправил бы всей шайкой-лейкой за тридевять земель в славный город Царицын. Или в Элисту, Атырау. А лучше сразу на остров Жемчужный в седом Каспии, Каспийской столице нашей, где каждый второй обитатель либо кобель, либо сука. Пусть работают, чем угодно занимаются.
Сегодня обращаться в мэрию для меня сродни писать заметки в газету «Гудок». Если вы не пробовали, попробуйте. Когда первую напишете, поднесите к свече, так всем будет лучше, я вас уверяю. Мы же – смотрим в будущее. Там, в нём, светлом и прекрасном, всё будет замечательно. Если не верите, включите телевизор. Давно выкинули? Тогда продолжим.
Ответственность за собак должны нести те, кто этих собак за-во-дит. Стерилизован пес? Пусть живет, как хочет. Обычный производитель или несущаяся матка? Пожалуйте платить налог. Уже слышны стоны. На минуточку: всё это время я писал под непрестанный лай собак во дворе. Оно мне это надо? Нет. Взялись собаки во дворе не от кошек и не от голубей, а от заводчиков собак. Понимаете, в степи собаки не живут – их там волки лопают за милую душу. А в городе – сколько хочешь. Еды море, контейнеры никто не закрывает и даже не пытается этого делать, хотя довольно просто сделать контейнеры самозакрывающимися. Чтобы туда не прыгали собак, не вытаскивали все добро на улицу, а уже по ней это не растаскивали вороны – закройте контейнеры, инопланетяне, марсиане, высадившиеся на Чернышевского. А великому писателю просьба: побери их к себе вместе со стаями собак: пользы от них – только вред. Разве нет?
Даёшь налог на собак!
Налог на собак должен быть хорошим, добротным. Хочешь – плати, не хочешь? Тогда иди и бесплатно стерилизуй за, в том числе, счёт тех, кто платит налог и считает своего питомца столь отличным, что ему необходимо просто дать собачье потомство. Всё очень просто и гуманно. Иначе получается следующее. Мой приятель, ни разу не любитель собак, идет мимо мусорного ящика, а оттуда пищание. Он в ужасе представил младенца брошенного, подбежал, достал пакет – три щенка в наглухо завязанном пакете! Плюнул на работу, пошёл домой. Один, правда, не выжил. Других стал отпаивать, узнав рецепт молока, предварительно обзвонив многих знакомых. Смешал молоко с яйцами, мёдом, еще чем-то, отпоил и повёз в приют. Оставил там.
Во дворе у нас родила собака, перед этим месяц лаяла ночами напролет в подвале. Весь подвал заделали от вентиляционных щелей, так она с края дома умудрилась ощениться. Что вы думаете? Люди, имеющие своих собак, не кормят их, а те, у кого нет собак – закормили хоть на убой! Бегают толстые, наглые, рычат на моего пса и кота! И какого рожна я должен думать обо всем этом? А потому что это Астрахань, где рады всему на свете, как малые дети. Заброшенный советский городок, приходящий то ли в упадок, то ли в экстаз. И над всем этим стоит дружной собачий вой, лай, скуление, рычание. И все эти лишайные доходяги, вечно чешущиеся. Усыпить их – это гуманно! И решать проблему собак за счет собачников тоже гуманно, правильно. Я готов заплатить за своего пса пять тысяч рублей в год. А вы? Ах, это дорого. Стерилизовать? Жалко. Что ж, тогда играем дальше в игру, в астраханскую рулетку «кого укусит бездомный пес». И все это из-за того, что двуногие «братья наши меньшие» плевать на все хотели. Они живут в своем мире, делая всего три шага по земле: из машины топ-топ-топ в дверку на Чернышевского. Домой они заезжают сразу в гараж внутренний, поэтому они и не знают как мы тут, по эту сторону баррикад.
Иван Вездебываев
P.S. Автор целиком и полностью разделят мнение тех, кто заводит бойцовских собак для САМОООБОРОНЫ прежде всего от ДИКИХ уличных тварей, а не от людей. От людей, дорогой читатель, лучше защитит овчарка. Так что думайте, прежде всего, и берегите себя.
Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 1 (561), 10.01.2014 г.