Чёрные списки для проворовавшихся чиновников
Сколько в последние годы прошло людей по кадровым ступенькам вверх. Не многие из них удержались. Большое это испытание – оказываться в руководящем кресле. Не каждый устоит от соблазна запустить руку в чужой карман, не каждый устоит перед соблазном «порадеть родному человеку», помочь найти тёплое местечко. Принцип «ты – мне, я – тебе» действует без сбоев.

Недавно был проведён опрос населения: каково их мнение о работе государственных услуг – о чиновниках самого разного ранга. У большинства опрошенных сложилось мнение, что практически все они имеют отрицательные качества. На первом месте среди этих качеств называлось безразличие к людям. На втором – бюрократизм. На третьем – хамство. На четвёртом – коррупция. Казалось бы, коррупция должна быть на первом месте. Оказывается – нет. Главные чиновничьи болезни: бюрократизм, хамство, безразличное отношение к простому человеку. Всё это заставило министерство труда и социальной защиты разработать своего рода этические нормативы поведения для чиновников этого ведомства. Предлагается, что его возьмут «на вооружение» и другие министерства. В итоге он должен стать своеобразным кодексом для поведения чиновничьего люда и служащих разных ведомств.

Подсчитано, что за период с 2012 по 2015 гг. в связи с утратой доверия от должностей освобождено около 1200 чиновников. А за девять месяцев минувшего было уволено 660 человек. Это заставило правительство страны пойти на довольно суровое решение: вносить информацию о чиновниках, уволенных в связи с утратой доверия за коррупционные правонарушения, в специальный реестр. Депутаты Госдумы такие меры поддержали и приняли соответствующий законопроект в первом чтении. Законопроект служит дополнением в законы о прокуратуре, о следственном комитете, о службе в таможенных органах внутренних дел, а также в законы о гражданской и муниципальной службе. В трудовой кодекс вносятся положения о создании реестра и включение в него сведений об уволенных чиновниках. Такой список позволит исключить назначение утративших доверие на государственные должности.
Во многих цивилизованных странах, в том числе США, Канаде, Европе имеются общенациональные кодексы поведения государственного служащего. И только у нас в России такого кодекса нет. А кодекс госслужащего в общем-то просит и должен включать общепризнанные нравственные принципы. К примеру, чиновник не должен отфутболивать обратившихся к нему людей, должен быть терпеливым к ним, стремиться помочь обратившимся к нему. И, конечно же, не вымогать взятку. А именно посредством взятки многие нечестные на руку чиновники сколачивают значительные суммы.
Есть ли в нашей стране госструктуры, где не берут взятки? Видимо, нет таких. Министр внутренних дел Владимир Колокольцев на заседании президиума совета по противодействию коррупции назвал самые коррумпированные сферы в России. В их числе названы строительство и содержание автодорог, госзакупки, образование, здравоохранение, наука и культура. Ни одна силовая структура в этот список не вошла. Но, как известно, немало довольно высоких чинов из этих ведомств попадались на взятках и других махинациях с финансами.

В общем получается, там, где есть бюджетные деньги, есть и коррупция. Такой можно сделать не весёлый вывод.

Сейчас ужесточены требования к госзакупкам для чиновников. Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому стоимость мобильных телефонов для глав федеральных органов не должна превышать 15 тысяч рублей. Для их помощников – 10 тысяч рублей. Для специалистов - пять тысяч рублей. Урезаны цены и на автомобили. Для федеральных руководителей – максимум 2,5 миллиона рублей, для руководителей структурных подразделений - 1,5 миллиона рублей. Главам региональных подразделений машины вообще не положены. Но чиновничество на выдумки хитро. После того как были введены ограничения на дорогие автомобили, чиновники приноровились брать их в аренду. Ограничили чиновникам норму на аренду, они стали брать машину в лизинг.

В общем, получается, как в той народной поговорке: их не пускают в дверь, они лезут в окно…

Борис Касаткин
«Факт и компромат» (№ 1 (711), 2017 г.)