Алексей Кунгуров популярный писатель-публицист, политолог, журналист, скандальный блогер (kungurov) известен широкой общественности резонансными публикациями в ЖЖ, острыми книгам на злобу дня. Недавно вышло его расследование о московском мэре «Феномен Собянина. Кто делает президентов», бестселлером стало публицистическое эссе «Будет ли революция в России». Уже несколько переизданий выдержали его исторические исследования «Секретных протоколов не было или Фальшивка, разрушившая СССР», «Киевской Руси не было или Что скрывают историки».

Алексей является единственным в России журналистом, дважды попадавшим за решетку за свою профессиональную деятельность. Оба раза ему таким образом пытались отомстить оборотни в милицейских погонах, против которых были направлены его разоблачительные статьи.

Но за кадром обычно остается работа Кунгурова, как политтехнолога. Он в разном качестве принимал участие более чем в 20 избирательных кампаниях, участвовал в скандальных партийных проектах, например, в раскрутке «Либеральной России» - партии Березовского.

«ФАКТ И КОМПРОМАТ»: Вы много работали во время предвыборных кампаний в Астрахани, приводя вместе с коллегами по политическим технологиям кандидатов к победе на выборах. Выделяются ли чем-то астраханские политики, отличаются ли чем-то от своих прототипов на общероссийском фоне?

АЛЕКСЕЙ КУНГУРОВ: Отличаются не сами политики, отличается та атмосфера, в которой они существуют. В Астрахани до сих пор любые выборы непредсказуемы или, по крайней мере, содержат интригу до последнего дня. Здесь происходят реальные политические схватки, есть яркие харизматические деятели.

В большинстве регионов политическое поле зачищено напрочь, губернатор утверждает списки кандидатов вплоть до выборов уровня сельсовета. Иногда, при этом, даже рисуются контрольные цифры карандашиком – кто сколько должен получить голосов.

«ФАКТ»: Насколько сложно убедить астраханский народ голосовать или не голосовать за того или иного кандидата?

КУНГУРОВ: Активность избирателей в Астрахани довольно высокая. Точнее, даже не активность избирателей, а вовлеченность масс в политический процесс. У всякого яркого политика есть свой, так сказать, фан-клуб, активные сторонники, которых убеждать не надо, а переубеждать бесполезно. Ну, и есть в политическом цирке зрители, которые отдают предпочтение тому или иному артисту, который, по их мнению, сегодня в ударе – ему и достаются аплодисменты. Так что для того, чтобы покорить астраханца, и политикам, и политтехнологам приходится прилагать определенные усилия.

В других регионах часто исход голосования решает примитивный подкуп. Весной этого года я работал на муниципальных выборах в Югре в одном нефтяном городке. Оппозиционный кандидат Х по всем замерам имел ничтожный рейтинг, никто его всерьез не воспринимал, он и агитацию практически не вел, и вдруг он становится депутатом, побеждая с большим отрывом от конкурентов. Секрет прост – в день голосования его бригада организовала массовую скупку голосов по 200 руб. за галочку напротив его фамилии. В соседнем городе средняя цена за голос была уже повыше – 500 руб. Если выборы начинают делаться таким способом – это все, приговор избирательной системе и демократии. Проще и честнее будет просто продавать на аукционе депутатские мандаты и мэрские посты. А в Астрахани, повторюсь, приходится убеждать избирателя. Это, конечно, сложнее, чем тупо покупать голоса.

«ФАКТ»: У каких астраханских политиков есть в политической сфере будущее, а у кого оно отсутствует?

КУНГУРОВ: Это часто не зависит даже от самих политиков. Сегодня Жилкин – губернатор, царь и бог, завтра его вежливо попросят освободить место – и все, до свидания, и даже не важно, какой у него рейтинг. Был губернатор – стал простой пенсионер. В Югре таким образом в одночасье списали Александра Филипенко – одного из самых популярных губернаторов в России. В регионе он пользовался непререкаемым авторитетом, губернаторствовал двадцать лет, ладил со всеми нефтегазовыми генералами, «Единая Россия» набирала при нем весомые проценты. Чем он не устроил Кремль – никто не знает. Теперь он скромный аудитор в Счетной палате. Управляемая демократия – это непредсказуемая штука. Так что я не берусь предсказывать карьеры политиков.

«ФАКТ»: Насколько астраханская верхушка КПРФ – коммунисты, шеинцы с их лидером – рьяные оппозиционеры, ЛДПР - либерал-демократы и патриоты, а ЕР – партия власти?

КУНГУРОВ: Это все штампы. Я смотрю на этот вопрос сугубо утилитарно. Партийные лейблы – это рыночные бренды, владельцы которых конкурируют между собой за обладание властью. Оппозиционеры – это те, кому не хватило места в партии власти. Разница между шеинцем и единороссом примерно такая же, как между пепси-колой и кока-колой. Отличаются только упаковкой. И так не только в Астрахани, так везде в России. Даже смешно говорить, что партии являются носителями какой-то идеологии, ставят перед собой политические цели. Цель у них одна – получение власти. При этом характер власти совершенно не меняется от того, какая партия является правящей.

«ФАКТ»: В последнее время у нас строятся мосты, ремонтируются дороги, новый театр вот-вот откроется. Это чиновничья заслуга на местном уровне или если бы были другие люди у власти в Астраханской области, то подобные изменения были более прогрессивными?

КУНГУРОВ: Ха-ха... Пригласите себе на губернаторство Рамзана Кадырова, или пусть он порекомендует какого-нибудь своего родственника. Тогда Москва будет платить Астрахани такую же дань, как и Чечне. Вот это можно будет признать личной заслугой чиновника – вряд ли кто-то сможет более виртуозно «поставить на бабки» федеральный центр, чем господа из Ичкерии.

Если серьезно, то, конечно, личные отношения местных начальников с московскими боярами или самим царем способствуют привлечению в регион дополнительных бюджетных средств, однако у нас по этому поводу принято превозносить чиновников так, будто они на свои кровные строят мосты и театры. Деньги-то бюджетные, то есть это наши с вами налоги.

«ФАКТ»: Некогда выходившая в свет газета компрометационного характера «Трибунал. Астрахань» была творением ваших рук. Сложно ли выпускать подобное издание в нашем городе, сталкивались ли вы с какими-то проблемами, которые были логическим или парадоксальным резонансом на определённые публикации?

КУНГУРОВ: Эта газета была не только творением моих рук, так что не приписывайте мне все лавры. Особых проблем не было, разве что печатать приходилось далеко за пределами Астраханской области, потому что издательство «Волга» заломило астрономическую цену. Видимо, специально, чтобы не связываться с неудобным изданием. Приходили сотни писем, где люди жаловались на свои проблемы, на чиновников. Проблемой было выбрать из них наиболее значимые для освещения на страницах газеты.

«ФАКТ»: Есть ли среди астраханцев журналисты, которые достойны внимания? Как, на ваш взгляд, в Астрахани обстоят дела со СМИ? Чего в них не хватает, а чего в избытке?

КУНГУРОВ: Если говорить о недостатке, то в Астрахани, на мой взгляд, нет качественной деловой прессы. Как-то очень примитивно, провинциально это здесь понимается – проплаченное интервью с предпринимателем в глянцевом журнале, где он сам себя хвалит – просто смешно. Деловая пресса – это, прежде всего, аналитика.

Но зато в Астрахани очень ярко проявляется тенденция перехода к принципиально новому формату коммуникаций – виртуальному. Колоссальным влиянием на общественное мнение являются интернет-блоги. В этом отношении Астрахань даже столицу бесспорно обогнала. В целом, в мире и стране, традиционные СМИ (газеты, эфирное телевидение) уже отмирают. Зачем я буду покупать газету, если все новости я могу узнать через блогосферу от непосредственных участников или очевидцев событий? А для журналиста блог – это как тест на профпригодность. Если он пишет неинтересно и неактуально, так и в газете ему делать нечего. Поэтому рейтинг астраханских журналистов я бы составил на основе рейтинга наиболее популярных блогов.

«ФАКТ»: Некоторые эксперты утверждают о большой вероятности прохождения от Астраханской области в федеральный парламент аж четырех депутатов от всех четырёх парламентских партий. Насколько, на ваш взгляд, это реально?

КУНГУРОВ: Вполне реально. Правда, прохождение в Думу «Справедливой России», а стало быть, и Шеина, остается под вопросом. Базового электората этой партии недостаточно для преодоления проходного барьера. Вся их надежда на протестный электорат, которому пофиг, за кого голосовать, главное, против «Единой России». Если единороссы не сумеют преодолеть тенденцию к нарастанию протестного голосования, то вполне возможно, в Госдуму пройдут 4 депутата от Астраханской области.

"Факт и компромат" № 32, 15.10.11.