Начало

Впервые я услышал словосочетание «Юрий Щербаков» в начале 80-х годов прошлого века, когда посещал литературную студию «Моряна» и порой заходил в астраханское отделение Союза писателей СССР на улице Советская, 8. «Комсомольский поэт», - говорили о нем там. В газете «Комсомолец Каспия» часто публиковались стихи комсомольского поэта. Запомнилось одно стихотворение про друга-моряка лирического героя Ю.Щербакова, который погиб от радиации, возникшей в результате испытания ядерного оружия. Казалось бы, ничего особенного....

Но вот только лирический герой Ю.Щербакова точно знал, что облучение произошло после ядерного испытания, проведенного не советскими или китайскими военными, а американскими империалистами.

В стихах Ю.Щербакова присутствовала очень правильная идеология, но поэзии как таковой, на мой взгляд, не было и в помине.

2 июля 1989 года мне рассказали о жестоком избиении астраханского поэта Н.В.Ваганова. Били двое молодых крепкотелых поэта – Ю.Щербаков и его друг – боксер-перворазрядник. Били после юбилейного застолья в помещении астраханского отделения союза писателей, где 1 июля 1989 года справляли 60-летний юбилей тогдашнего руководителя этого творческого союза А.И.Шадрина.

Я навел справки, даже нашел очевидца этого неприятного происшествия и написал заметку, которую предложил главному редактору «Комсомольца Каспия» Алексею Нечаеву.

«Мы это напечатать не сможем, - объяснил мне главный редактор, - Нельзя подставлять Адихана Измайловича… Ведь всё произошло после его юбилейного вечера…»

Надо полагать, что Юрий Щербаков был мне несимпатичен уже тогда, и не зависть была причиной этого. Если бы я желал преуспеть в тогдашнем советском обществе, то никогда бы не пошел работать в православные храмы сначала алтарником, потом псаломщиком и преподавателем Закона Божьего в воскресной школе.

Непонятная агрессия

В июле 1991 года в московском издательстве «Интербук» вышла моя книжечка рассказов «Одурь». Потом был август, и страна СССР покатилась под откос. Как и многие другие, я стал торговцем. Я любил читать, поэтому и торговать стал книгами, не считая это чем-то зазорным. Торгуя книгами, я продолжал писать коротенькие рассказы и относил их то в «Комсомолец Каспия», то в «Горожанин». Кстати, именно в газете «Горожанин» родился Автандил Камикадзе. Так я подписал статейку в 1996 году. В личном плане всё было прекрасно, у меня было много друзей и, как я считал, не было врагов. Но я ошибался.

В 1993 году в газете «Пульс Аксарайска» появилась заметка, наполненная немотивированной ненавистью ко мне. Меня ни с того, ни с сего облили словесными помоями. Заметка была без подписи, но я узнал, что автор - Ю.Щербаков.

Я написал ответ, где аргументировано и без зла объяснил ошибочность и беспочвенность злобного пасквиля, но ни в «Горожанине», ни в «Комсомольце Каспия» мою заметку не приняли.

Ответ по существу

Шли годы. Я работал, как всегда много читал. Несколько раз мне в руки попадали «труды» Юрия Щербакова. В том же «Пульсе Аксарайска» я прочитал отрывки из романа «Да будет твердь». Удивило желание автора заставить говорить своих героев на славянском языке, азов которого автор явно не знал. Вместо «аз» герои Ю.Щербакова говорили «яз». В том же «Пульсе Аксарайска» было много юдофобско-щербаковского бреда.

«Пульс Аксарайска» сравнительно быстро исправился, отказавшись от сотрудничества с Ю.Щербаковым, став нормальной отраслевой газетой, но Ю.Щербаков просто сменил шовинистские ориентиры. Он стал врагом кавказцев и мигрантов из Средней Азии.

Когда появился областной еженедельник «Факт и компромат», я смог ответить Ю.Щербакову по существу.

Вышли пять статей из серии «Ю», в которых я аргументировано с долей иронии анализировал творчество Ю.Щербакова. Я не оскорблял своего оппонента, я указывал на его ошибки и просчеты. Вот, к примеру, Ю.Щербаков описывает переправу через Днепр во время Второй мировой войны. Отец Ю.Щербакова участвовал в этой переправе, его плавучее средство было потоплено, в результате чего папа будущего астраханского писателя якобы вышел из вод Днепра в одних ботинках и обмотках. Но этого не может быть! – писал я. Человек, попавший в подобную ситуацию, снимает в первую очередь обувь. Папа Ю.Щербакова просто не мог бы снять солдатское галифе и нижнее белье, не сняв предварительно ботинки с обмотками, но он сделал это в литературном произведении своего сына, который выставил своего родича полным болваном. Только представьте: бой, взрывы, свист пуль, наши наступают, фашисты отбиваются, и неожиданно из воды появляется голый мужик в одних ботинках, из которых тянутся обмотки. Кто такой? – прикидывают советские бойцы и командиры. Was ist das? – хохочут фашисты. У голого мужчины, естественно, нет ни оружия, ни документов. Его могли расстрелять на месте как паникера и дезертира, а Ю.Щербаов подает этот анекдот как подвиг бойца…

В ответ на мои взвешенные и достаточно деликатные статьи Ю.Щербаков отвечал истеричными статьями в газетах «Астраханская правда», «Астраханский мир» и «Родное слово», где опускался почти до площадной брани. Чего стоит только такой «веский» аргумент, как «Колька-дурачок»!

Литературный попрошайка

«...остановись мы в безостановочном выпрашивании, выклянчивании, выцыганивании, выбивании средств на издания и бытование писательской организации, и ничего полезного сделать уже не удастся...»

Это цитата из книги Юрия Щербакова "Простые истины" (Москва, 2005 год). На самом деле книга издана не в Москве. Отредактирована она в Астрахани (редактор астраханец Радочинский), напечатана в калмыцкой типографии. Издана и напечатана как раз на средства, "выклянченные" из нищего областного бюджета.

Вот на эту тему и подал на меня Ю.Щербаков иск в Советский суд. Обидела классика моя фраза: "Ни творчество, ни общественная деятельность Р.Щербакова никогда бы не стала темой для обсуждения на страницах "Факта и компромата", если бы они не задевали интересов целых групп населения, нанося им моральный и материальный ущерб".

С материальным ущербом всё понятно. Выклянчивая деньги из бюджета на никому ненужные книги, Ю.Щербаков препятствует расходованию этих средств на нужды населения области.

А с какой стати вообще писатель должен получать деньги на издание своих книг, если они даже не продаются, а раздаются бесплатно? Каким местом думают чиновники, выдавая деньги на издание книг писателям и поэтам, интересным только самим себе?

Представим весь процесс деятельности руководителя астраханских писателей и поэтов целиком.

Итак, деньги на издание книги выпрошены. Книга напечатана. Книга, как и положено, поступает в торговую сеть и, допустим, продается.

Кто в итоге получает деньги, вырученные от реализации книги? По идее, необходимо возвратить средства, полученные на издание. Но этого не делается. Кстати, книги в торговую сеть не поступают. Зачем же тогда их издавали? Зачем тогда выклянчивались средства из бюджета или у Газпрома на никому не нужные книги?

Но удивительно другое. Почему эти вопросы не возникали в сознании чиновников из обладминистрации и у чиновников Газпрома, выдающих деньги на издание книг астраханских «гениев»?

Можно предположить единственный логичный ответ: чиновники, выдающие средства на издание книг, получали откат. Можно так же предположить и следующее: не все средства, полученные на издание, тратились на эту цель, часть их распределялась по карманам организаторов издания «высокохудожественной» литературы.

Разжигатель межнациональной вражды

Любимой темой Щербакова-публициста вот уже на протяжении более 10 лет является тема «вытеснение коренного многонационального населения Астраханской области».

Ю.Щербаков мечтает об Астрахани с колючей проволокой и сторожевыми вышками. В сознании читателей формируется образ врагов – незванных пришельцев-оккупантов с Северного Кавказа. И вот в феврале 2012 года в селе Енотаевка произошло столкновение между казахами и кавказцами. Что могли не поделить мусульмане-суниты, сидящие в одном кафе, жующие одну и ту же пищу и пьющие одни и те же напитки? Можно предположить, что кто-нибудь из казахов читал литературные измышления Ю.Щербакова о вытеснении коренного населения Астраханской области. И вот рядом за столом сидят эти самые «вытеснители-оккупанты». Чем не повод для ссоры? В результате пролилась человеческая кровь. И ответственным за это можно считать таких, как Ю.Щербаков.

В Астрахани весьма строго следят за межнациональными взаимоотношениями. В декабре 1998 года в Астрахани прошел немногочисленный митинг против чеченских боевиков, а не против чеченского народа. Правоохранители незамедлительно отреагировали на это - у всех участников митинга провели обыски с целью выявления запрещенной литературы. Почему тогда раздувателя межнациональной вражды Ю.Щербакова никто не преследует за его деятельность? Наоборот - ему вручают почетные грамоты, а в 2009 году – орден «Дружба».

Ответ до банальности прост: по слухам у Ю.Щербакова в законодательной власти Астраханской области есть влиятельный покровитель. Хотя надо признать, что влияние этого покровителя падает. Недавно астраханское отделение союза писателей лишилось хорошо обжитого помещения по адресу: ул. Советская, 8. Здесь было всё для активного творчества и отдыха: два кабинета, коридор, переходящий в небольшой холл и уютная столовая, где можно было посидеть всем отделением за рюмкой чая…

Теперь Ю.Щербаков со своими творческими товарищами пребывают на территории областной библиотеки имени Н.К.Крупской. Вот только уместно ли их пребывание в этом учреждении культуры?

Судьба двух книг

В своих писаниях Ю.Щербаков щедро оценивает творчество других писателей и поэтов. «Графоман», «бездарь» - подобные оценки раздаются направо и налево. Я тоже был удостоен высокого приговора со стороны Ю.Щербакова: «завистник» и «графоман».

Надо думать, что по мнению Ю.Щербакова он сам – гениальный писатель и поэт. Казалось бы, с этим трудно поспорить. Но можно попробовать.

Как известно, существует международный стандартный номер книги (ISBN), позволяющий идентифицировать каждое отдельное издание.

Берем, к примеру, книгу рассказов Иванова Николая «Одурь», изданную московским издательством «Интербук» в 1991 году тиражом 10000 экземпляров. Ее номер ISBN 5-7664-0481-6.

Забиваем этот номер в одну из поисковых систем. И яндекс, и гугл выдают сведения об этой книге. Вот ее продают за 400 рублей через интернет магазин, вот ее пытаются купить. Но никакой шумихи нет. Так и должно быть с творчеством графомана, опубликовавшего всего одну книгу рассказов…

Теперь берем книгу, автором которой являлся гениальный Юрий Щербаков. Это «Стихотворения» (так называется книга), изданные волгоградским издательством «Станица» в 1995 году тиражом 1000 экз. Ее номер ISBN 5-88352-027-8. Забиваем этот номер в яндекс. «Искомая комбинация слов нигде не встречается», - отвечает яндекс. Забиваем этот номер в гугл. «По запросу ISBN 5-88352-027-8 ничего не найдено», - отвечает гугл.

Книга, которая уже на момент издания стала библиографической редкостью в силу мизерного тиража, никому не интересна через 17 лет после издания. Но ведь Ю.Щербаков как бы известен всей читающей России от Калининграда до Сахалина! Где же фанаты его творчества? Неужели никому не хочется иметь на своей книжной полке заветную книжечку шикарных стихов? Получается, что так: творчество Ю.Щербакова никого не волнует Что это значит? Предположить можно всё. Но главное – книга Иванова жива, ее хотят продать или купить, а книга «великого» Щербакова никого не интересует.

И еще: за свою книгу Н.Иванов получил гонорар. Ю.Щербаков издал свою книгу на средства Газпрома, выданные ему Христа ради...

Фарс

Ю.Щербакова с его командой таких же «великих» творцов «попросили» с десятилетиями насиженного места на Советской, 8. Вероятно, сокращается финансирование издания макулатурной литературы и 11 литературных премий. Для сравнения: в Саратовской области, где действительно мощная писательская организация с хорошими творческими традициями, всего одна литературная премия.

Это своеобразное «ущемление» великого писателя и правдоруба Щербакова происходит не только благодаря моим публикациям. Они только капли. Виновниками являются сами «творцы», которые вместо творчества занимаются проблемами какого-то воображаемого вытеснения. Но Ю.Щербаков так не считает.

В 2012 году Ю.Щербаков подает гражданский иск в Советский районный суд о защите чести и достоинстве и возмещении морального вреда в размере 200 тысяч рублей.

Но вот что удивительно: истец и его представитель - Байчурин Аркадий Михайлович - якобы выпускник ГИТИСа, бывший учредитель кинематографических фондов имени братьев Васильевых и Ролана Быкова, бывший издатель журнала, бывший журналист "Хронометра", бывший председатель астраханского отделения НТС, бывший модельный бизнесмен и прочая, и прочая... не являлись ни на первое слушание дела, ни на второе. Суд определил оставить иск Ю.Щербакова без рассмотрения

Человек, привыкший жить за чужой счет, фатально деградирует. Может быть, Ю.Щербакову пора заняться своим делом? Ведь он инженер, Может быть, пора зарабатывать на жизнь своими руками, а не ходить по миру с протянутой рукой? Тогда и на душе будет спокойнее и не будет повода источать злобную ненависть ко всем окружающим.

Н.Иванов,

"Факт и компромат" № 15, 12.05.12