Следственными органами СКР по Астраханской области завершено расследование уголовного дела в отношении 25-летнего жителя Астрахани Александра Купцова, обвиняемого в захвате четырех заложников, в том числе двоих несовершеннолетних, с применением оружия.

По данным следствия, 14 марта 2013 года примерно в 14 часов Купцов под угрозой применения предметов, похожих на пистолет и взрывное устройство, закрылся в одной из учебных аудиторий Волго-Каспийского морского рыбопромышленного колледжа вместе с преподавателем, вахтером и двумя учащимися.

После непродолжительных переговоров с сотрудниками правоохранительных органов Купцов отпустил учительницу английского языка, потребовал внедорожник и 50 тысяч рублей, пообещав позже выдвинуть дополнительные условия. В ходе спецоперации подозреваемый был задержан. У мужчины при себе обнаружены муляжи пистолета и взрывного устройств.

Следствием собрана достаточная доказательственная база, в связи с чем уголовное дело с утвержденным обвинительным заключением направлено в суд для рассмотрения по существу, сообщает пресс-служба следственного управления.

“КАРМЕН В ЮБКЕ” или КТО УПРАВЛЯЛ КУПЦОВЫМ?

Сенсационные сведения о захвате заложников в рыбоперерабатывающем техникуме

"Факт и компромат" выяснил эксклюзивные подробности инцидента, случившегося в Астрахани 14 марта, когда 26-летний астраханец Александр Купцов захватил заложников в Волго-каспийском морском рыбопромышленном техникуме.

Виновницей событий, произошедших в этом здании, расположенном в живописном месте в центре города, стала 17-летняя Татьяна Лихобадина, выросшая в неблагополучной семье.

За неделю до известных всем событий она бросила своего парня – Купцова. До этого они вместе жили достаточно долгое время. В колледже появлялась редко и училась плохо.

Купцов, направляясь по Набережной 1 Мая неделю назад, точно знал, что его бывшая возлюбленная находится на занятиях.

Знал Купцов и фамилию преподавателя, у которой в тот день училась Лихобадина – Людмила Шапошникова.

Войдя в холл колледжа, преступник наставил пистолет на охранника Жанну Корошеву (ранее много лет проработавшей в системе ФСИН), он потребовал провести его в аудиторию, где вела урок Шапошникова.

Купцов и его первая заложница проследовали в аудиторию.

Когда они зашли туда, перепугав всех учеников, преподавателя там не было: несколькими минутами раньше она вышла из аудитории, чтобы наполнить стакан питьевой воды из кулера.

Дело в том, что в аудитории сломался электрический чайник, и преподаватель хотела пить.

Зайдя в аудиторию, Купцов потребовал выйти всех учащихся, кроме своей возлюбленной Татьяны и её близкой подруги и сверстницы Александры Половенковой. Подростки стали выходить и уже за дверями аудитории встретили возвращавшуюся с водой Шапошникову. Они стали наперебой говорить ей о том, что в аудитории находится человек с бомбой и пистолетом и просили её не ходить туда. На это 63-летний преподаватель ответила, что она не может туда не пойти: «У меня там ученики, у меня урок, и мне всё равно» - с этими словами она отважно зашла в аудиторию и стала заложником.

В аудитории эти пятеро таких разных людей провели 4 часа – пока под окнами ВКРМТ под завороженные взгляды зевак и журналистов в воздухе кружил вертолёт, а на земле работали власти и силовики.

Нам известно, как вели себя заложники и преступник на протяжении всего этого времени. Охранник Корошева была крайне испугана и находилась в истерике: она открыто и кричала. Сорвав с себя кольцо с надписью «Спаси и сохрани», Корошева пыталась отдать его другим женщинам. На это Купцов удивлённо спросил, почему она носит такое кольцо, будучи казашкой, на что заложница ответила, что она крещёная.

Сначала Корошева решила, что Купцов пришёл в техникум с целью расправы с ней: когда Людмила Шапошникова спросила у преступника «Зачем вы это делаете, почему вы пришли?», Корошева стала кричать, что это из-за неё, что ей пришли мстить из-за её работы в ФСИН, что Купцова послали её враги из числа заключённых колонии, в которой она работала.

Преподаватель Шапошникова вела себя очень спокойно. Всё время, пока она находилась в аудитории, она пыталась разговаривать с Купцовым. Как она рассказывала позже, в один из моментов она попросила разрешения подойти к своей сумке, накрасить губы и причесаться – сумка была рядом с преступником. По словам Шапошниковой, она хотела как-то обезвредить его – к примеру, ударить его стулом. Он разрешил, но воплощать задуманное Шапошникова не стала.

Причина этого – поведение Купцова во время совершения им преступления. Он был трезв и рассеян, явно не понимая, что ему делать и как выйти из этой ситуации. Он сел рядом с бомбой и не общался ни с кем, кроме неизвестного телефонного собеседника. Купцов объяснил, что взрывное устройство настроено так, что может сдетонировать от повышения его пульса и давления. Звучит смешно, но поведение Купцова говорило об обратном: он настолько серьёзно относился к бомбе и боялся за свою жизнь в том случае, если она взорвётся, что даже практически не общался с заложниками. Своей возлюбленной Лихобадиной он здесь же, рядом с бомбой, писал записки и передавал. Содержание одной из таких записок было следующим: «Не бойся, всё с нами будет хорошо».

Купцов постоянно общался с кем-то по мобильному телефону. С кем именно, понять было невозможно. Разговор в основном сводился к тому, что Купцов постоянно спрашивал: «Правда, что бомба не сработает, пока я от неё не отхожу?». Складывалось впечатление, будто Купцовым кто-то управляет.

Позже, когда Купцов потребовал принести ему энергетики, колу и пиццу, преподаватель Шапошникова попросила его, чтобы передали также и минералку для неё. Когда ему принесли требуемое, Купцов согласился выпустить подругу Лихобадиной. Но Половенкова также поступила достойно, отказавшись покидать свою подругу. Тогда Купцов отпустил Шапошникову.

Всё это время «виновница торжества», астраханская «Кармен в шортах», Татьяна Лихобадина вела себя вызывающе: она ходила по аудитории и всем своим видом соблазняла Купцова. Шапошниковой, по её собственным словам, даже показалось, что Купцов готов изнасиловать свою подругу, но опасался оставить бомбу. Всё происходящее Лихобадиной явно нравилось. В это время её подруга плакала.

Захват Купцова произошёл благополучно. Шапошникову буквально атаковали представители центральных СМИ, которые наперебой предлагали различные суммы денег за её рассказ о произошедшем. Настойчивость понаехавших папарацци превзошла все пределы настолько, что уже на следующий день после этого нашумевшего преступления Шапошникова решила уехать из Астрахани. На журналистов она обиделась после того, как её назвали «пожилой».

Когда Шапошникову спросили, было ли ей страшно, она ответила: «Самое страшное я пережила в своей жизни, и мне уже ничего не страшно». Два года назад у Людмилы Шапошников скоропостижно скончалась 40-летняя дочь. Причиной была пневмония.

Охранник Жанна Корошева сразу после произошедшего написала заявление об увольнении.

Лихобадину отпустили домой в тот же день: перед тем, как уйти, она спросила, может ли она учиться в техникуме дальше, на что ей посоветовали просто никуда не выходить из дома. Лихобадина же чувствует себя «звездой» и всячески хочет пожинать плоды славы, вращаясь в кругах других учащихся техникума.

Весьма недостойно повели себя в сложной ситуации и некоторые другие сотрудники техникума. Так, когда началась полная эвакуация учащихся и персонала, ответственное за это сотрудник ВКРМТ К. испугался и уклонившись от исполнения своих служебных обязанностей, перепоручил это своим коллегам-женщинам.

…Конечно, после захвата заложников весь техникум полнится разными слухами по поводу произошедшего. Главное, в чём уверены некоторые сотрудники техникума – это то, что пистолет и взрывное устройство были настоящими. В пользу этой версии могут свидетельствовать следующие факты.

Во-первых, это истерическое поведение Корошевой, которая много лет проработала в колонии и может узнать настоящее боевое оружие.

Во-вторых, когда одну из заложниц преступник отпустил, чтобы она взяла пиццу с напитками, она быстро рассказала о бомбе и пистолете. Тогда один из сотрудников правоохранительных органов показал ей табельное оружие и спросил: такой пистолет? Она ответила, что да, только дуло больше.

И, наконец, в-третьих. Во время штурма и спасения заложников Половенкова оставила в аудитории свой мобильный телефон, который был изъят силовиками. На следующий день она связалась с полицией и попросила вернуть ей телефон, который, хоть и не очень дорогой (около 5 тыс. руб.), но ценен ей как подарок, который недавно сделал ей её отец. Когда она явилась за телефоном, её попросили опознать коробку со взрывным устройством, которое было у Купцова. Половенкова якобы не смогла её опознать, так как у Купцова коробка была одна, а на опознание ей предъявили совершенно другую.

Разумеется, воспринимать эти гуляющие по техникуму слухи на веру нельзя. Надеемся, что официальные органы подтвердят или опровергнут добытые нами из надёжных источников сведения.

Виктор Зоркий,

"Факт и компромат" № 11, 22.03.2013 г.