Дело нечего в селе, мы сидим навеселе или Почему мы все из Каралата

Порой приятно перечитывать старые публикации и каждый раз находить в них что-то новое или актуальное на сегодняшний день. Печаль, конечно, что не все наши дельные на самом деле и очень полезные материалы влияют на ситуацию в корне, выравнивая, улучшая её, что приводит к улучшению жизни людей. Но не всё сразу, и курочку по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.

***

Я тут перечитал мои издевательства над сельскими советами, которых потом избивали документами из прокуратуры, требуя навести порядок («Сельсоветы по-прежнему секретны», «Факт и компромат» № 37 от 16.10.2012 г.), и мне стало забавно: вот я зашёл на сайты сельских советов, на их странички в интернет, а там шаром покати, ничего не обновляется, всё заброшено и, судя по всему, посещений там ноль, разве что одинокий путник, типа меня, набредёт на эту тоску зелёную.


Но тут в дело вмешалось государство и высекло саму себя, как та вдова. Что же произошло дальше? Вы не поверите, но интернет-странички сельских советов заиграли новыми красками – новости, объявления, фотографии, информация к размышлению и необходимые на селе сведения.


Прошло время, пыль легла на сервера, так что мы снова отправимся ходить ногами по информационным дорогам сельских советов. Только на этот раз мы не будем просто банально стенать на то, что ничего не делается. Поступим несколько иначе, подойдём немного с разных сторон и рассмотрим проблему комплексно.


Кошмар на Вязовском сайте

В Черноярском районе есть Вязовский сельсовет. Это вот первый совет, который мне попался под руку, так как на карте это самый верхний район, с него и решил начать и не прогадал.


Во-первых, сайт заинтриговал уже своим адресом в мировой паутине – с трудно выговариваемым доменом третьего уровня. За одно это уже хочется поблагодарить создателей и спросить, что же это означает, кроме того, что это название невозможно выговорить и передать вербально другому человеку.


Во-вторых, от просмотра этого чуда человеческой мысли из глаз чуть не пошла кровь, а голова закружилась. Всё там и двигается, и шевелится, и ссылки на сайты губернатора, президента, а в новостях культуры почему-то лишь объявление о том, что в далёком 2012 году случилось 12 октября, когда было «создано Муниципальное Бюджетное Учреждение Культуры «Вязовский Культурно — Досуговый Центр». Вот так именно и написано, всё с заглавных букв.


Никаких новостей об этом центре нет, что происходит в сельсовете с культурой нам неизвестно, может она даже давно умерла и царит сплошное бескультурье.


Смешным выглядит предложение сделать визитную карточку в интернете для других муниципальных образований на одном государственном сайте. Почему смешным? А потому что там действительно хорошие сайты создают бесплатно, а у самих Вязовских сайтик, конечно, кошмарненький. То есть они на странице своего корявого сайта советуют всем сделать качественный сайт. Странно, однако. 

Новости там, например, о встрече губернатора А.А. Жилкина с президентом В.В. Путиным в декабре прошлого года. Ничего путного для села нет, если не считать отчёт главы сельсовета о 10 месяцах 2015 года. Сухие строки о количестве скота, праздновании Победы, количестве человек (1070 человек там живёт в двух сёлах объединённого сельсовета) и о том, что дефицит бюджета составил 1.000.071 рублей, что наводит на определённые мысли, потому как обычно в конце идут не ровные нули, а там пятьсот тридцать два рубля восемьдесят три копейки. Ну не будем вдаваться в мелочи, воровать – не коров пасти. 


Дорога на Каралат

Если пробежаться по сайтам сельских советов, там везде будет тоска смертная, словно все вымерли. В разделе новостей превалируют объявления о необходимости сдать налоговые декларации и быть аккуратными на льду зимой. Ну а про культуру не приходится говорить – одно 9 Мая висит у всех в объявлениях. Но это мнимая тишина, потому что на самом деле свято место пусто не бывает и там, где нет культуры, есть нечто другое. Точнее, там появляется культура иного порядка со своими забавными и курьёзными вещами.


Я узнал об этом случайно прошлым летом, когда решил оставить мирскую суету и отправиться жить в деревню. Хотел летом провести спокойно время вдали от Астрахани, которая, хоть я её и люблю, но надоедает, а тем более летом, когда благодаря профессионалам в постройке города дышать здесь просто нечем, а умирать ещё не хочется.


Подумав об этом, я снял дом у знакомых, которые не жили в нём и лишь изредка приезжали туда на рыбалку, а теперь и вовсе продали. Мы встретились на автовокзале и сели все вместе в маршрутку до села Каралат, что в переводе означает «чёрная лошадь», если кто вдруг не знает. Маршрутка ехала столько времени, что я успел поспать и проснуться в Камызяке. Дальше я уже любовался видами за окном и представлял себе тихую, беззаботную жизнь. Она, правда, закончилась несколько раньше, чем еле успела начаться.


А всё благодаря новой дороге, которую ремонтировали и строили очень долго, но ездить по ней можно было только на тех участках, которые выложили не так давно. А те, что лежали пару недель или месяц, представляли из себя какие-то волны: прямо на песочек словно уложили асфальт и давай по нему кататься на грузовиках. В общем-то, так оно и получалось на самом деле, что приводило к различного рода авариям и просто падениям людей в маршрутке в момент ухода водителя от встречи с очередной ямой или бороздой, потому как асфальт шёл волнами, порой даже поперёк дороге.


Долина чудная долина

Когда мы, наконец, добрались, водитель заглушил двигатель, все пассажиры сказали ему «до свидания!» и вышли из салона, я услышал такую звенящую тишину, что на мгновенье показалось: очутился в вакууме. Мы дошли до хаты, открыли с трудом впившуюся в землю калитку и прошли внутрь двора. Весь он от калитки до самой бани был занят коноплёй. Там не росло ничего, кроме конопли и, судя по её виду, кто-то её рвал.


Открыли дом, прибрались вместе, я отдал смешные деньги за месяц вперёд и принялся распаковывать вещи. День прошёл в хлопотах по хозяйству, хозяев отправил обратно в город, а по дороге все говорили нам «здрасьте». Мне подсказали, где покупать мясо, молоко, а «рыбу сам найдёшь».


Вечером тишина дневного марева ушла и стало очень хорошо, защебетали птички, заревели коровы, вернувшиеся с полей. Я написал первую статью и лёг спать. Ночью, однако, проснулся. По Каралату кто-то ездил туда-сюда или кругами на мопеде. Вышел посмотреть на того, кому делать нечего, но ничего не увидел. Тьма была, хоть глаз коли. А кто-то всё продолжал ездить.


Сельский секрет

Утром опять наступила тишина, но я не выспался и пошёл в магазин, решив взять что-нибудь освежиться. Хотелось кваса или кофе, но в магазине сразу увидели во мне пришлого, но не москвича, и предложили «пивка». Я взял спокойно четыре бутылки, причём одну выкушал тут же, разговаривая с продавщицей.


Приятно было оказаться в нормальном месте, где никто тебе не читает морали про запрет на алкоголь. В конце концов, не мы выбираем алкоголь, а он нас.


В руке у меня была авоська такая советская, я нашёл её дома. Сложил туда оставшиеся бутылки и вышел из магазина. Было снова жарко, прямо на пятой точке рядом сидел мужчина. Мы находились рядом, он протянул руку, я хотел его поднять, но он клянчил пива! Я открыл бутылку и в один хороший такой глоток осушил её всю. Отдал ему пустую бутылку и пошёл на берег. Оглядел по-хозяйски Родину, развернулся и пошёл писать дальше.


Днём было адски жарко, и мне мешала корова, чесавшая бок об угол дома. Я всё хотел её прогнать, но их оказалось очень много, пришлось бы целый день отгонять. Тогда я выправил на том месте арматуру и коровы перестали одолевать. Заметил мужика. Он смотрел через забор, стоя на цыпочках. Спросил, что ему надо, а он развернулся и быстро ушёл. Он приходил за коноплёй.


Ночью снова началась езда мопедов. Они катались без фар и габаритов, как мы ездили в армии. Значит, что-то в этом было. Никто там не работал и жил совсем непонятно чем, но все были сытые и румяные. Тогда я стал догадываться мал-по-малу, что да как. А всё просто оказалось: днём каралатовцы спали, а ночью ездили на рыбалку и возили рыбу в мопедах.


11 ведомств, хороших и разных

Я пошёл купить мяска, где мне рекомендовали хозяева дома, и попал на «ужин». Столько водки я не пил никогда в жизни. Мы выпили самовар водки целый и ведёрко ещё. На закусь был шашлык из осетрины и говядины на выбор, а также балык из осетрины. Я был абсолютно счастлив, мяса покупать не стал, а деньги потратили с ними же на водку.


Это были простые ребята, которые просто ездили по речке на скромной лодке с удочками, а после добирались до камышей и доставали свои байды стоимостью по миллиону рублей. Потом они ходили куда-то в сторону моря и в само море, а после возвращались, и мы снова «ужинали».


Я с ними подружился, потому что им было интересно со мной, а мне было весело с ними.


Работа, правда, встала, как вышка на самом бугре Каралата рядом с погостом.


Меня угощали чёрной икрой. Наверняка её покупали в магазинах Астрахани или Москвы, ведь они же не могли ловить красную рыбу там, ведь это же запрещено. Я меланхолично отмечал, что поддерживаю поедание и скорейшее истребление всей этой рыбы, потому как толка от неё нет, одни убытки, ведь приходится кормить одиннадцать ведомств, которые занимаются охраной плюс содержать рыбоводные заводы, целый институт КАСПНИРХ, а также научный флот. И чего ради? Чтобы смотреть на Волгу, а тебе говорили «рыбу низя»?


Они смеялись, мы пили водку, я с трудом уже помещал в себя куски осетрины и севрюжки. Мне севрюжка больше нравится. А стерлядь не очень.


«Муравей» всему голова

Через неделю я уже не мог пить водку, и мы перешли на самогон. Он готовился на отличном аппарате и похмелья уже с него не было. Да и откуда ему было взяться, когда в восемь утра я уже бил копытом у крыльца магазина с неизменной авоськой. Я просто возлежал на диване и думал о судьбах страны, людей, о звёздах и о том, что это там во дворе за движения такие. Оказалось, это тот самый мужик перелез через забор и начал собирать коноплю.


Я вышел невзначай с топором и подошёл тихо сзади. Сказал ему, что мне приятно его желание убраться у меня во дворе, но необходимо принести рыбы, потому что я очень люблю рыбу. В итоге этот мужик припёр мне семь чалок воблы сухой и очень вкусной. К тому моменту мне надоело мотаться за пивом по жаре и я попросил кого-то подвезти меня на мотороллере. Там у всех мода на «муравьи» – трёхколёсные мопеды. Сколько там они миллионов помогли сделать своим хозяевам, я не знаю, но туристические базы стоят шикарные, да и домики с частным приёмом туристов очень хорошего качества. Наверняка, в лотерею выиграли или просто накопили. В любом случае это, КОНЕЧНО, не на деньги от продажи рыб осетровых пород и икорки.


Вы любите икорку?

Я обожаю просто. Добрые каралатовцы уважили меня, и я вновь вернулся в детство, когда ел её ложками из больших эмалированных чашек. Очень вкусно, я вам рекомендую. Что, очень дорого? Ловить запрещено? А, ну ничего страшного, просто подождите, пока борьба с браконьерством закончится полной победой, а рыбоводные заводы сделают столько мальков, что осетрины будет просто вагон и каждый астраханец сможет её ловить от нечего делать.


Мы же к этому стремимся, правда? А кто-нибудь в это верит? Что-то мне подсказывает, что даже если осетрины тут будет, как комаров и мошек, всё равно мудрые законодатели не разрешат вылов. Им там же виднее, что нам можно, а что нельзя.


Я об этом думал, когда ехал на мотороллере с двумя ящиками пива из магазина домой. Пиво заботливо заполнило холодильник и меня, вобелка шла, что называется, на ура, а мужик всё собирал эту коноплю. За весь день шесть соток все убрал. Зачем ему была нужна конопля да ещё в таких количествах? Да кто его знает. Она запрещена, но в Каралате всякие кодексы, законы и умные акты взрослых людей работают через раз, а то и вовсе не работают. Там свободно, легко дышится. До тех пор, пока не начинает тлеть трава, аж вонь на всю округу.


Земля есть, но её как бы нет

Я пил пиво утром и днём, самогон и водку – по вечерам. Ел рыбу и был счастлив. На очищенном огороде посадил всякие бахчевые культуры и вообще всё то, что было в ассортименте цветочного магазина. Статьи писались как-то между прочим. Я ходил купаться и смотреть лебедей, которые плавали рядом. Сезон охоты давно прошёл, но ружейная стрельба слышалась регулярно. Часто видел москвичей, они были очень рады очутиться в таком волшебном месте. А местный люд, который не занимался поездками на лодках в сторону моря, активно спивался и сидел всюду, выклянчивая мелочужку. Сказать, что там нищета, это не сказать ничего.


Дом культуры там в аварийном состоянии, и люди предоставлены сами себе. Живут, как Бог на душу положит. На что живут? Неизвестно. Много заброшенных домов и участков, которые администрация сельсовета постоянно пытается сдать в аренду под строительство жилья. Вдумайтесь: сдать в аренду землю, чтобы на ней построили дом и в нём жили, а за землю платили. Это вот там написано на сайте сельсовета.


Вообще очень странно получается: если у тебя нет земли, ты должен покупать её на аукционе или брать в аренду, а просто, по факту рождения в крупнейшей стране мира тебе землю не дадут. Не хватает земли – ветру гулять и волкам бегать негде! Но покупать там землю и брать её в аренду под дачи и прочее не спешат. Если жить и заниматься хозяйством, то довольно скоро начнёшь сходить с ума и пить. Пить там можно бесконечно, я сам чуть не спился, доказав на практике, что спокойно жить и писать статьи в селе невозможно. И таких сёл по Астраханской области очень много, а делать нечего и денег ни на что нет, зато у каждого сельсовета есть свои сайты, которые они по закону обязаны обновлять постоянно.


Сложный выбор

Так самое смешное в том, что есть муниципальное образование «Астраханский сельсовет». Это такой вот кластер всех сельсоветов, центр их вселенной. Интересно, что у этого образования своей земли нет, а это просто такой вот профсоюз сельсоветов.


Чем они все занимаются? Да кто ж знает, вроде как нужны. А по факту лучше бы всё это упразднить и заняться делом, ведь безо всяких советов ясно, что в селе нужен дом культуры, где на хорошем большом экране по вечерам будут показывать интересные фильмы. Где будут заниматься в кружках и секциях дети. Кто постарше, будет ходить на дискотеку. Взрослым людям – спортзал и что там ещё нужно взрослым, чтобы было не скучно и было бы интересно заниматься чем-то полезным, а не сбором самогонных аппаратов.


Людям, вместо оплаты услуг чинушек, при которых со времён СССР всё пришло в упадок, развалилось и было украдено, лучше выдать скотинку, птицу, занять их одним словом. А так, конечно, они будут ездить на своих мотороллерах и заниматься осетриной. Так а что там ещё остаётся? Лечь и умереть с голода или работать в полях за копеечки?


Разумеется, что живой организм предпочтёт весёлую, но короткую жизнь в вине (в алкоголе, то бишь), чем пахать и зарабатывать себе горб, чтобы потом отчитывались о собранном урожае. Работа, конечно, хорошо, но там, чтобы заработать себе на дом честным трудом... Это надо пахать 24 часа в сутки без выходных и праздников. И то заработаешь ну столько, сколько в городе зарабатывает в офисе бабёнка за неделю, просматривая социальные сети, накрашивая ногти и зевая в окно в ожидании скорейшего окончания «рабочего» дня. Конечно, все будут бежать от этих сёл с тамошними сельсоветами в районный центр, Астрахань или в Москву.


Знакомая ищет, где лучше

У меня знакомая жила в каком-то сельсовете рядом с Володаровкой. Так она ездила из хутора своего пахать за шесть тысяч официанткой в Володаровку (надеюсь, никто не против, что я так посёлок Володарский называю?). Потом она переехала в Астрахань, стала работать официанткой тут и у неё стало выходить 18 тысяч уже. А я посмотрел на неё так и сказал, что смысла нет так пахать, лучше уехать в Москву. Она сомневалась, всё объяснил, рассказал и отправил с Богом. Сейчас она там получает официанткой 60 тысяч рублей.


При этом она пашет так же, как в Володаровке, а получает в 10 раз больше. Если бы нормально жизнь людей в сёлах устроили, то всё было бы хорошо и богато. Люди платили бы налоги и жили радостно людьми, а не так, что в селе либо нищие, либо те, кто на икре поднялся да турбазу открыл, а теперь ходит с деловым видом, что всё у него легально, а осетринку для гостей базы уже не сам ловит, а у своих бывших коллег берёт за сходную цену. Потом начнётся опять какое-нибудь раскулачивание и вся рвань-дрань полезет делить чужое имущество. И ведь пострадают не только те, кто поднялся на нелегальном бизнесе, но и действительно трудяги, как раньше их называли «кулаками».


Моего прадеда раскулачили и всю семью отправили в Казахстан. Сегодня я иногда приезжаю в село Седлистое, где раньше мой прадед давал работу всему селу, ходили на шхунах в Иран, потом приезжали торговать и в Астрахань на Большие Исады, а закончилось всё чем? Там сейчас разруха и голыдьба ходит и просит пару рублей на опохмел. Тем я не даю, потому как это потомки тех, кто радостно улюлюкал, когда наш дом на брёвна пустили и всё имущество. Скот, всё поотнимали просто потому, что прадед и другие родственники могли пахать и пахали.


Когда сайт – не нужен

И к чему всё пришло? Живут в нищете безо всяких перспектив. Нужны им эти сайты сельсоветов? Нет, конечно, потому как они и без того могут дойти пешком до самого сельсовета и узнать, что да как. А кто уже не может ходить, так тому и интернет никогда отродясь неведом был.


Нужны ли им сами сельсоветы? Думаю, что нет, потому как все эти вопросы люди могли бы сами решать или обращаться в районную администрацию, а все деньги на содержание сельсовета уходили бы наличкой людям-сельчанам или разными полезными вещами. Например, они могли бы сами заниматься озеленением и так далее. Село в руках сельчан всегда будет выгодно отличаться от села с каким-то там управлением.


Вот только недавно был закрыт Аксарайский сельсовет. У меня там работала знакомая тоже одна. Так там в год им что-то приходило несколько десятков миллионов рублей. Сколько там человек жило?


Всё село состояло из сельсовета, в котором числилось восемь человек, они приезжали, целый день занимались сами собой, а вечером уезжали на машинах обратно в Астрахань. И сколько там денег было «разбазарено», я даже говорить не хочу.


Этих сельсоветов, повторю, по области очень и очень много. Сайты им нужны, как ежу футболка. От нечего делать они выкладывают всякую чушь, хотя можно было ограничиться сайтами районов, на которых и выкладывали бы всё это, если действительно происходят какие-то события в селе, а не так, что кто-то сидит и пыжится, тужится, чтобы написать какую-то ересь про жизнь села.


Мы все в Каралате

Я нарочно начал с описания типичного сайта сельсовета и рассказал о реальной жизни в селе. В селе, из которого я вернулся через три недели, потому как там покоя я не нашёл, а ехал именно за этим. И сколько всего бесполезного есть в бесконечных терниях чиновничьих ненужного, вы не представляете.


Ерундой занимаются в душных кабинетах, не проветривают никогда, пьют чай без остановки, а всё потихоньку хиреет, приходит в упадок, развития нет. Лучше бы раздали всем землю и жили бы на ней спокойно, занимались бы делом. А так их целые полчища сидят, чаи гоняют по сельсоветам, администрациям. Вроде как заняты делом, а на самом деле из пустого в порожнее переливают.


По сути, они живут в таком же селе, они из Астрахани реально делают такой вот условный Каралат. Взгляните – поверх асфальта лежит родная сельская грязь. Аж душа поёт, и ноги сами в пляс идут. Или в магазин.


Жалко сельских жителей. Всё у нас позабирали, всё утекает по трубам, дорогам, по рельсам на север. И люди едут в цивилизованные места, в Краснодарский край так вообще пачками. В Канаду и Москву.


Когда уезжал из Каралата обратно в Астрахань, мне там в селе встретилась бывшая квартирантка, которой я сдавал жильё в городе. Разговорились, оказалось, что она оттуда родом, приезжала погостить, а теперь вновь едет обратно. В Москву.

***

Разумеется, что ничего там путного в этих сёлах не будет. Это как посадить пшеницу в подвале и ждать тучного урожая. Скорее из этой пшеницы выгонят самогон, выпьют и лягут спать.


Без развития астраханских сёл, деревень и хуторов будущего тут никакого не будет. Вчера подешевела нефть. Завтра так подешевеет газ. Увеличивать налоговую нагрузку на астраханцев? Так у нас и без того ничего нет: как получали копейки десять лет назад, так и получаем. Тут же одни нищие живут, а счастливы достатку своему только потому, что в сёлах, из которых они приехали, ещё хуже. Так потом останется только крепостное право вводить, но опять же что тут делать холопам тогда? Всё разрушено, нефть и газ скоро станут совсем не нужны. Воды тут нет, чтобы даже построенные суда в море выгнать. Всё, ресурсы закончились, поздравляю с приездом. Конечная остановка. Мы все в Каралате. Наливай, не задерживай тару.


Чулпан Хаматов, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 10 (668)