Помню из своего детства, как в конце 80-х гг. основным праздником астраханцев был День рыбака. Тогда ещё не отмечался День города, не было каких-то иных праздников, широко отмечаемых фейерверком, концертами и народными гуляниями, не считая Нового года. Там, где мы жили, за салютом наблюдать было невозможно, а на набережной Волги собиралось так много народу, что меня, маленького, туда не рисковали водить. Поэтому на День рыбака мы каждый год приходили к родственникам отметить праздник и посмотреть с балкона её квартиры праздничный салют. Помню, как молодёжь толпами забиралась на крыши расположенных поблизости многоэтажек, чтобы понаблюдать за поднимающимися в небо светящимися огоньками.
В начале 90-х я уже мог самостоятельно посещать набережную на День рыбака. Было весело и интересно. Во второй половине 90-х праздник начал заметно сдавать свои позиции, уступая по популярности новоявленному Дню города, который в первое время отмечался с грандиозным размахом. Концертные площадки разворачивались не только на набережной Волги, но и на площади Ленина и даже в районах города. Выступали не только местные музыкальные коллективы различных жанров, но и приглашались звёзды российской поп-культуры. День рыбака отошёл на задний план.
В последние годы День города тоже потерял в весе. На «широкую ногу», как это было ранее, праздник уже не отмечают, за исключением юбилейного 450-летия. А День рыбака вообще остался практически без торжеств и привычного салюта. Видимо, власти экономят бюджетные средства и направляют деньги на более важные цели и задачи. Но праздника всё равно хочется. Хотя бы на День города. Ведь День рыбака, конечно, стало даже стыдно отмечать. Во-первых, запасы рыбы катастрофически уменьшаются, а, во-вторых, самих рыбаков и рыболовов-любителей госструктуры загнали в такие жёсткие рамки, что можно говорить с полной уверенностью о победе браконьерства над всеми процессами в рыбной отрасли. Большинство сотрудников госструктур от малого до великого по званию и должности, имеющие право на контроль над биоресурсами, погрязли в крышевании незаконной добычи рыбы и её продаже. И чтобы все рыбные запасы заграбастать себе, они (либо по их требованию) штампуют одним за другими запретительные нормы на вылов рыбы. Так что если переименовать День рыбака в День браконьера, то такой праздник можно отмечать по всем правилам настоящего торжества в региональном масштабе. И руководству региона в своих поздравительных обращениях уже не придётся констатировать факты о рыболовном кризисе, а смело заявлять о торжестве коррупции и беззакония.
Во второе воскресенье июля астраханцы по привычке вышли на набережную Волги, чтобы отпраздновать День рыбака. Но практически никакой развлекательной программы они не увидели, основным развлечением стали спиртные напитки. Люди настолько ими увлеклись в сверх жаркую погоду, что вызовы скорой помощи в этот день увеличились в полтора раза по сравнению со среднестатистическими данными. Изрядно выпивши, астраханцы ждали фейерверка, видимо, совсем позабыв, что уже третий год в этот день его не наблюдается.
Пролистывая астраханскую прессу за последние семь лет, можно убедиться, что День рыбака уже давно перестал быть праздником. В последнее время были лишь небольшие потуги на его празднование. Даже мероприятия заядлых рыбаков из астраханского Пресс-клуба, где спонсором выступал водочный завод, когда в фонтан на площади Ленина запускалась рыбка, которую участники конкурса должны были поймать голыми руками, уже не проводится. Собственно и фонтаны там уже не те, а новые не работают.
Михаил Поспелов,
"Факт и компромат" №21, 16.07.10.