Депутаты Астрахани останутся без денег

Городская дума Астрахани состоит из 36 депутатов. Только трое из них официально работают в думе и получают за это зарплату. Остальные 33 депутата в думе на общественных началах (у кого-то бизнес, у кого-то другая работа, кто-то безработный) и без зарплаты, но имеют ежемесячные денежные компенсации за депутатскую деятельность, которые они исправно получают, но никак за них не отчитываются.

Прокуратура Астрахани выявила, что депутаты городской думы не вполне законно получают ежемесячный доход – компенсацию за депутатскую деятельность, введенную местным парламентом в 2001 году. Сейчас она составляет 58 тысяч рублей в месяц. За минусом налогов, депутаты получают на руки 50 тысяч рублей. Официальную же зарплату в гордуме получают только три депутата – председатель и два зампредседателя. Всего в гордуме 36 депутатов. Таким образом, незаконное ежемесячное вознаграждение достается 33 депутатам. Это 2 миллиона рублей каждый месяц. А в год – 23 миллиона рублей. Существенная сумма для бюджета Астрахани!

Почему только сейчас опомнилась прокуратура? Хотя отметим, 2019 год для нашего края стал годом чудес и дивных открытий в области законности, коррупционности и тому подобных явлений.

Прокуратура Астрахани вынесла депутатам городской думы «Протест», в котором требует: рассмотреть его на ближайшем заседании и лишить себя ежемесячного денежного довольствия. Ближайшее заседание в четверг, 19 декабря. И если большинство депутатов не поддержат требования прокуратуры, то она обратится в суд, который вероятно выиграет, и депутатам все равно придётся исполнить решение суда. Но если и его не исполнят, то государство их всех отправит в отставку. До такого, конечно, не дойдёт, и уже с 2020 года 33 народных избранника останутся без ежемесячного пособия. Кому-то это даже ударит по карману. В гордуме есть депутаты, для которых эти деньги являются основным источником дохода.

Такое новшество наряду с переходом выборов в гордуму исключительно по одномандатным округам внесёт серьёзные изменения и в планы действующих депутатов, и кандидатов, собравшихся бороться за городские мандаты осенью следующего года. Предвыборная кампания требует немалых расходов, и дальнейшие ежемесячные выплаты были если и не целью для некоторых, но логичным продолжением бизнес-модели. Вложенные инвестиции в избирательную кампанию отбивались потом компенсационными выплатами, причем с прибылью. Теперь же многие задумаются, а зачем тратить деньги на выборы, если от депутатского статуса и в бизнесе, и в быту практически никакой личной выгоды.

В итоге астраханцы в 2020 году могут получить совершенно нового характера гордуму, в которой окажутся не коммерсанты и выгодоприобретатели, а действительно общественники и политики, которые хотят честно участвовать в публичной жизни Астрахани, не получая за это деньги из бюджета.


Теперь официально:

ПРОТЕСТ

На решение Городского Совета Астрахани от 14.03.2001 № 28 «Об утверждении Положения о материально-техническом обеспечении и социальных гарантиях депутатов Городской Думы МО «Город Астрахань».

Решением Городского Совета Астрахани от 14.03.2001 № 28 утверждено Положение о материально-техническом обеспечении и социальных гарантиях депутатов Городской Думы МО «Город Астрахань» (далее - Положение).

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

Частью 5.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что гарантии осуществления полномочий депутата органа местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Частью 3 статьей 6 Закона Астраханской области от 31.07.2008 №54/2008-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» установлено, что депутату, члену выборного органа местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, могут возмещаться расходы, связанные с осуществлением полномочий в размере, порядке и на условиях, установленных муниципальным правовым актом.

Согласно статьям 32, 33 Устава МО «Город Астрахань», принятого решением Городской Думой от 31.03.2016 № 24, Городская Дума -представительный орган местного самоуправления МО «Город Астрахань», состоящий из 36 депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

На постоянной основе осуществляют свои полномочия в Городской думе только глава муниципального образования «Город Астрахань» и два заместителя председателя Городской думы (ч. 1 ст. 36, ст. 43 Устава МО «Город Астрахань»). Иные депутаты Городской думы осуществляют свои полномочия на непостоянной основе.

В силу абзаца 2 пункта 1 Положения депутатам Городской думы возмещаются расходы (компенсационные выплаты), связанные с осуществлением депутатских полномочий, в размере 58000 рублей в месяц.

Из данного пункта Положения прямо следует, что названная выплата производится ежемесячно, без необходимости подтверждения понесенных депутатом расходов в связи с осуществлением депутатских полномочий и, более того, независимо от фактического исполнения таких полномочий, что по своей сути является вознаграждением за исполнение публичных полномочий депутатами, осуществляющими свою деятельность на непостоянной основе, которое не предусмотрено действующим законодательством.

Так, в пункте 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено право органа местного самоуправления самостоятельно, с соблюдением требований, установленных названным кодексом, определять размеры и условия оплаты труда только тех депутатов, которые осуществляют свои полномочия на постоянной основе.

По смыслу статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ и части 3 статьи 6 Закона Астраханской области от 31.07.2008 №54/2008-03, установление такой гарантии осуществления полномочий депутата, как выплата денежных сумм, имеет цель компенсировать понесенные депутатами расходы. Однако Положением установлена необоснованная обязанность по выплате депутатам Городской думы ежемесячной денежной суммы, что не соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств, установленному статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Городская дума, приняв Положение, не содержащее иных предписаний, кроме норм, обязывающих производить депутатам ежемесячные денежные выплаты, фактически закрепила право депутатов, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, на получение ежемесячного дохода независимо от фактического исполнения публичных функций.

Такое правовое регулирование не согласуется со статусом депутата, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, который вправе иметь другую постоянную работу.

Учитывая, что абзац 2 пункта 1 Положения не отвечает принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов и противоречит приведенным выше требованиям федерального законодательства, в связи с чем является незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального Закона РФ «О прокуратуре РФ»,

ТРЕБУЮ:

1. Рассмотреть настоящий протест на ближайшем заседании Городской думы МО «Город Астрахань» с участием прокурора Астрахани, уведомив заблаговременно о месте и времени его рассмотрения.

2. Привести в соответствие с требованиями действующего законодательства Положение о материально-техническом обеспечении и социальных гарантиях депутатов Городской думы МО «Город Астрахань», утвержденное решением Городского совета Астрахани от 14.03.2001 № 28.

3. О результатах рассмотрения настоящего протеста сообщить в прокуратуру города в установленный законом срок.

Прокурор города, старший советник юстиции Е.Л. Зорина.