Депутаты принимают участие в разработке нового КоАП

Депутаты и сотрудники аппарата Думы Астраханской области по поручению спикера Игоря Мартынова приняли участие онлайн в семинаре-совещании «О ходе подготовки проектов федеральных законов «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и «Процессуальный кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Семинар организован комитетом Совета Федерации РФ по конституционному законодательству и государственному строительству. Провела его Первый заместитель председателя комитета Ирина Рукавишникова.

В мероприятии приняли участие Министр юстиции РФ Константин Чуйченко, статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Михаил Орлов, первый заместитель председателя Комитета ГД по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Дмитрий Вяткин, представители Генеральной прокуратуры РФ, Общественной палаты РФ, региональных исполнительных и законодательных органов власти, профильных вузов и экспертного сообщества.

По мнению федеральных законодателей, принятие кодекса станет прогрессивным шагом, направленным на совершенствование процессуального механизма привлечения к административной ответственности, укрепление гарантий защиты личности, прав и свобод граждан и организаций, обеспечение законности и справедливости принятого по делу решения.

Сейчас идет активное обсуждение документа. Ирина Рукавишникова отметила, что в прошедшем семинаре приняли участие все регионы страны, в общей сложности более 700 участников, в том числе более 300 представителей органов местного самоуправления. Онлайн-трансляция велась в свободном доступе на официальном сайте Совета Федерации.

Дума Астраханской области активно принимает участие в обсуждении и формировании проектов обсуждаемых на семинаре федеральных законов. Предложения были направлены в комитет СФ по конституционному законодательству и государственному строительству. Одно из них касается общественной безопасности. Федеральным законом предусмотрено заключение соглашений между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

На практике указанные соглашения между федеральным органом власти и органами власти субъектов заключаются крайне сложно, что влечет отсутствие как федерального, так и регионального правового регулирования указанных правоотношений, имеющих важное общественно-нравственное значение. Как пример можно привести норму о нарушении тишины и покоя или нарушении правил благоустройства. Депутаты Думы считают целесообразным внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на то, чтобы субъект Российской Федерации без заключения соглашения с федеральным органом власти был вправе уполномочивать должностных лиц органов внутренних дел составлять протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных региональным законом.

Также по вопросу сужения сферы административно-деликтных нормотворческих полномочий регионов (деликт – противоправное действие) было предложено разграничить сферу компетенции и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам установления административной ответственности на региональном уровне за мойку автотранспортных средств в запрещенных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления местах; нарушение порядка вскрытия асфальтобетонного покрытия и проведения земляных работ. В действующем законодательстве эти темы относятся к вопросам совместного ведения, что порождает неопределенность и правовые коллизии.

Предложения, направленные Думой, услышаны и в числе других инициатив от регионов обсуждались на семинаре. Было отмечено, что они прорабатываются для дальнейшего усовершенствования норм федерального законодательства, влияющих на решение проблем, актуальных для субъектов и органов местного самоуправления.