На последнем заседании депутаты Государственной Думы Астраханской области (ГДАО) во втором чтении приняли закон об увеличении размеров штрафов за нарушение правил содержания сельскохозяйственных животных, которые, как известно, гуляют в нашей области где им вздумается. 11 ноября он был подписан губернатором и вступит в силу через две недели после публикации.
СТРАШНЕЕ ВЕРБЛЮДА ЗВЕРЯ НЕТ
За десять месяцев этого года в Астраханском регионе более 40 пассажирских и свыше 50 грузовых поездов сбились с графика из-за выхода на рельсы животных. Сбито 17 коров, 15 лошадей и 6 верблюдов. Однажды корова от удара о тепловоз отлетела на соседний путь и попала под Локомотив встречного пассажирского поезда. Говорят, что опаснее всего встреча локомотива с верблюдом: его шкура так прочна, что не режется, а наматывается на колеса. А в прошлом году в ДТП, случившемся по вине животных, даже погиб человек.
На автодорогах картина аналогичная. За 10 месяцев этого года было зарегистрировано девять дорожно-транспортных происшествий (это на два больше, чем за весь прошлый год), совершенных из-за наезда на коров и лошадей. В результате пострадало девять человек, один погиб. Две аварии произошли по вине водителей, не выполнивших пункт 10.1 "Правил дорожно-транспортного движения" (превышение скорости).
Все ДТП произошли в вечернее или ночное время суток. Два наезда из девяти были совершены мотоциклистами, остальные водителями легковых автомобилей.
Судя по тому, что аварии произошли в семи районах области: Черноярском, Приволжском, Икрянинском, Камызякском, Енотаевском, Красноярском и Володарском, проблема эта существует повсеместно. Специалисты не исключают, что определенное пренебрежение к правилам выпаса скота сложилось исторически, это своего рода традиция, доставшаяся местным животноводам в наследство от кочевых скотоводов.
КАК УВЕЛИЧАТСЯ ШТРАФЫ
В предыдущей редакции областного закона об административных правонарушениях нарушение правил содержания сельскохозяйственных животных влекло штраф для граждан в размере 100-500 рублей, теперь сумма увеличена до 500-1000 рублей. Соответственно юридическое лицо должно быть готово заплатить вдвое больше прежнего, 2000 рублей. За повторные правонарушения гражданину придется раскошелиться уже на 2000-3000 рублей. А если при этом имуществу или здоровью граждан или организаций будет причинен ущерб, штраф составит 3000-5000 целковых для физических лиц (ранее 1000-2000). И вдвое больше - для юридических.
За нарушение правил прогона и выпаса животных предусмотрена выплата более крупных сумм. Минимальные штрафы, пока составляющие 200-500 рублей для граждан, возрастут до 1500-2000 рублей. Рецидивы увеличат штраф до 3000 рублей, для юрлиц - до 7000 рублей. Если оставленный без присмотра скот настолько разрезвился, что причинил ущерб здоровью, имуществу граждан или имуществу юридических лиц, то владелец, которого ныне могут оштрафовать на 1500-2500 рублей, отдаст вдвое большую сумму. Должностное лицо поплатится уже суммой в 10000-15000 рублей (было 2500-5000), а юридическое лицо - 25000-30000 рублей (было 4000-10000).
Штрафы пойдут в бюджеты органов местного самоуправления.
Ольга КАЛИНИНА. Ольга ЗОЛОТОВА. Анастасия РЫЧАГОВА.
"Штрафстоянка" для коров существует в Камызяке
Проблему бродячего скота по-своему решают в городе Камызяке. Вот что рассказал нам директор МУ "Городок" Юрий Иванов.
- Конечно, бродячие сельскохозяйственные животные доставляют массу неприятностей, например, уничтожают зеленые насаждения, ломают заборы, а также являются причиной ДТП. Второй год в нашем городе существуют два загона, куда помещают бродячий скот, в основном это коровы, хотя было два случая, когда приводили коз. Бродячим скот считается в том случае, если гуляет сам по себе, без пастуха. Животное будет находиться в загоне до тех пор, пока за ним не придет хозяин. Забрать же его он сможет, только оплатив штраф. На настоящий момент штраф составляет 50 руб. 49 коп. за один час нахождения в загоне за одно животное. Эта сумма установлена главой МО "Город Камызяк". При ее расчете учитывались стоимость аренды территории загонов, зарплата работников и содержание животных - в загоне их кормят и поят.
Также коров осматривает ветеринар и, убедившись, что они здоровы, заносит данные в реестр. По клейму на животном устанавливается хозяин. Поэтому если он не объявится сам, ему сообщат о корове сотрудники загона. Обычно владельцы приходят через пару часов.
В этом году в загонах побывало более 200 голов. Иногда мы проявляем снисхождение к провинившимся владельцам. Если корова впервые попадает в наш загон, а владельцы, например, ветераны, то животное можем вернуть без оплаты
штрафа, обойдясь разъяснительной беседой и внушениями. Обходимся без фанатизма, так сказать.
Оплата штрафа за содержание в наших загонах, кстати, не освобождает от штрафа за нарушение правил -содержания сельскохозяйственных животных. Но решение относительно этого штрафа принимается мировыми судьями и к нам никакого отношения не имеет.
Использование подобных загонов практикуют и в других регионах, так что мы не первооткрыватели. Но в Астраханской области мы единственные. Я решил, что это полезный опыт, и поэтому внедрил его в нашем городе.
Анастасия РЫЧАГОВА.
Хуже коровы только лошадь
Аварии с участием или, вернее сказать, по вине крупного рогатого скота - обычное дело для Астраханской области. Пик приходится на время весеннего паводка, когда пастбища залиты водой, и в конце осени в связи с тем, что рано темнеет и многие буренки без пастухов не торопятся домой.
Классическая ситуация - доpoгa проходит рядом с селом, встречный автомобиль ослепляет водителя и вероятность "гамбургера" очень высока, а если еще туман или дождичек, а вместо коровы выйдет лошадь, пиши пропало.
Лошадь выше коровы и в свете фар, которые хорошо освещают лишь асфальт, практически не видна или видна, когда уже поздно тормозить. В этом смысле очень опасна Аксарайская трасса, которая проходит или через, или рядом с селами. Лошадей в отличие от коров на ночь вообще не загоняют, и если вероятность встречи с коровой наиболее высока в первые пару темных часов, то лошади могут угодить под колеса в течение всей ночи.
На западе, и в частности в скандинавских странах, похожие проблемы с дикими животными, например, с лосями, в Австралии - с кенгуру. Скандинавы решают проблему с помощью оград вдоль дорог. Австралийцы - с помощью кенгурятников, которые, кстати, в сентябре в России с некоторыми оговорками запретили.
Нам ни тот ни другой способ не подходит. Увеличение штрафов за бесхозно пасущуюся скотину ничего не даст, если корову нельзя идентифицировать. У каждой сбитой на дороге коровы не бывает хозяев, следовательно, отвечать некому. Заставить людей вешать бирки на коров сложно. Вот если обязать владельцев наносить на бока животных флюоресцентную краску или хотя бы повязки, отражающие свет фар, будет хорошо и им, и водителям. Первые сохранят свое поголовье в целости и сохранности, вторые - собственные жизни и автомобили. Организовать подобную работу необходимо через глав муниципальных образований и подразделений районных администраций, отвечающих за сельское хозяйство, особенно тех, где нет пастухов.
Олег САРАНА.
А как пасти-то?
Часто осенью на обочине дороги можно увидеть сбитую машиной корову или другое домашнее животное. Корова для сельчан представляет большую ценность, часто в их разговорах я слышала такие фразы: "Вот сдадим корову и соберём детей в школу" или "Зарежем корову на свадьбу". Почему же так происходит, что скотина ходит без присмотра, попадает под колёса автомобиля или под ружьё охотника?
Оказывается, виной всему то, что скота стали держать очень мало, а раз скота мало, то и пастуха не найдёшь. Пасти самим не у всех получается, пастухи же за свой труд просят 20-25 тысяч, держать скотину становится невыгодным. Если скотина остаётся дома, то она ест корм, припасённый на зиму, поэтому, пока погода позволяет, животных выпускают на улицу. Большинство коров осенью не дают молоко, поэтому их не торопятся загонять домой. Темнеет же сейчас рано, поэтому корова сама бредёт потихоньку домой.
Валентине Александровне Категоренко 72 года. Живет она в 3 Интернационале, в микрорайоне Нефтяников. 18 лет назад она перенесла онкологию. Врач сказал, что встать на ноги после операции ей поможет козье молоко. Тогда-то она и завела трех козочек. Молоко она пьет не только сама, но и угощает соседей.
Недавно бабушку оштрафовали на сто рублей. Ее козочки пощипали верхушки цветов в палисаднике. Пожаловалась на это местная дворничиха.
"Мои козочки умненькие и никому не причиняют вреда, к тому же они безрогие. Ходят они за мной, как собачки, рядом. Пасу я их на берегу Волги, где бывшая нефтебаза. Там пустырь. Это умные животные, под машины не лезут.
Где еще пасти своих козочек, я не знаю. Избавляться от них я не хочу, привыкла я к ним, да и польза от них большая".
Любовь ХРАМЦОВСКАЯ. Анастасия РЫЧАГОВА.
"Комсомолец Каспия" № 93, 24.11.10.