Десять заповедей Господних

В Ветхом Завете в части духовной жизни человека говорится о многих заповедях.

Десять заповедей или Декалог, переданные Богом Израилю через пророка Моисея, как и прочие заповеди, сохраняют своё значение и для современных христиан.

Первые четыре заповеди говорят о любви к Богу, остальные шесть – о любви к человеку.

1. Первая заповедь говорит о единстве Бога. «Я Бог твой и да не будет у тебя других богов, кроме Меня».

«Бога нет», – говорят атеисты, а в «доказательство» предъявляют теорию эволюции Дарвина, которая не выдерживает никакой критики.

Немыслимое количество разнообразных живых существ на земле нельзя объяснить эволюцией, а лишь фантазией Бога – Творца и Художника. Взять хотя бы жирафа, которого не могла сотворить никакая эволюция.

2. Вторая заповедь развивает первую – «не делай изображений чего-либо, что на небе, что на земле, или что в воде, не поклоняйся и не служи им».

Почему христиане поклоняются изображениям Святой Троицы, Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих, не является ли это нарушением Второй Заповеди?

Всё просто: Ветхий Завет – Откровение в слове, а Новый Завет – Откровение в Образе.

Икона:

  • напоминает о Боге и побуждает к молитве;
  • учит истинам веры (славяне стали Христианами благодаря иконе Страшного Суда, которую князю Владимиру показал греческий философ);
  • возбуждает любовь к Богу (как фотография возбуждает её по отношению к нашим близким);
  • помогает собрать ум и сердце воедино и в молитве от видимого образа вознестись к Первообразу;
  • служит средством исповедания истины Боговоплощения и прославлению Бога в изобразительном искусстве

3. Третья заповедь: «не произноси Имени Господа Бога твоего напрасно» охраняет основу нашего общения с Богом – молитву. Следует произносить осторожно каждое слово, и в особенности Имя Божие, открытое нам Самим Богом. Можно пользоваться им только для молитвы, для благословения.

4. «Помни субботу, чтобы освятить ее. Трудись шесть дней, седьмой же день отдай Господу Богу твоему».

В Ветхом Завете суббота была образом покоя Божия по сотворении мира, или, иначе. Его внутренне-божественной жизни, а тем самым и образом высшей духовной жизни человека, к которой субботний покой призывал и приучал.

Для христиан день Господень это день воскресный, день молитвы, день усвоения Слова Божия и Евхаристии. Первые христиане отлучались от Церкви, если они не причащались два воскресенья подряд.

5. Пятая заповедь: «Почитай отца твоего и матерь твою, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить» – это не только призыв любить родителей, но и указание на основу любви к каждому человеку.

Чтобы научиться любить всех, надо сперва полюбить тех, кто нам всего ближе (1Тим. 5,8).

6. Шестая заповедь: «Не убей» – заповедь основная, так как убийство есть противоположность любви.

Убийство есть и самоубийство – оно уничтожает в сердце убивающего основу жизни – любовь.

При защите отечества воин убивает врага, но это убийство оправдывается любовью к ближним.

7. Седьмая заповедь: «Не прелюбодействуй» является всякое внебрачное соединение мужчины и женщины, но и любое чувственное излишество, и всякое действие, способствующее этому. Воздержанность повышает духовные силы, а распущенность их расслабляет и, нередко, приводит к различным болезням, которые отражаются и на потомках согрешившего.

8. Восьмая заповедь «Не укради» предостерегает от любого покушения на чужую собственность.

Нарушение этой заповеди может ухудшать условия жизни громадной массы людей, когда крадутся бюджетные средства целого региона.

Но тяжесть греха не уменьшается размером украденного. Одинаково греховно украсть миллионы у народа, вынуть кошелёк у зазевавшейся старушки и сунуть в свой карман мелочёвку в продуктовом магазине.

9. Девятая заповедь «Не лжесвидетельствуй на своего друга», кроме обличения греха ложного показания на суде, понимается церковными толкователями как предупреждение против всякого греха словом, то есть оскорбление своего ближнего.

10. Десятая заповедь предупреждает против зависти и пожелания чужого добра, иначе говоря, против внутреннего зла, которое есть причина внешнего.

Господь наш Иисус Христос объединил десять заповедей в две: «…первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной, большей сих, заповеди нет» (Евангелие от Марка 12:29-31).

Николай Иванов