Член Общественной палаты России Борис Якеменко – об уникальном православном храме в нашей стране.
В этот день на заре русской истории в 996/998 году была освящена одна из первых церквей Руси (и одна из самых известных) – Десятинная Церковь Пресвятой Богородицы.
«Володимиръ же видивъ церковь свѣршену, и вшедъ в ню помолися Богу».
Хотя архитектурные традиции Киевской Руси были восприняты из Византии, уже первые храмы городов Киевской Руси обнаруживают в сравнении с греческими целый ряд важных различий. Эти различия были обусловлены разницей климата, географических и социально-экономических условий. Здания приходилось рассчитывать для другого климата и иной почвы, выбирать материалы из имевшихся на месте, учитывать навыки мастерства местных работников и местные строительные традиции и обычаи.
Прежде всего нужно было охватить проповедью христианства большие массы новообращенных людей в условиях, когда сельских храмов еще не существовало, духовенства было немного и оно было преимущественно греческим, а монастыри только зарождались (Христианство на Руси вообще утверждалось именно как городская религия и только спустя продолжительное время она становится «сельской»). Именно эти факторы, судя по всему, предопределили огромные размеры первых храмов Руси и, прежде всего, Десятинной церкви, так же Успенской церкви Киево-Печерской лавры, Софийских соборов. Примечательно, что с течением времени, по мере распространения христианства и увеличения числа верующих размеры храмов уменьшаются.
Десятинная церковь занимала в культуре Руси особое положение. Прежде всего, это был княжеский храм, поскольку особого (придворного) храма в Киеве у Владимира Святославича не было. Очевидно, именно поэтому в ней были похоронены и князь Владимир, и его жена Анна. Сюда же были перенесены мощи княгини Ольги. Вместе с тем Десятинная церковь была и общегородской церковью. Интересно, что в формировании архитектурного плана Десятинной церкви сыграли роль исторические обстоятельства местного характера. Как первый большой храм Киева Десятинная церковь должна была иметь вместительное помещение для приготовляющихся к крещению (оглашенных), так называемый нартекс. Как известно, у Десятинной церкви была очень развитая западная часть, придававшая храму необычайную вытянутость. Здесь могла размещаться и крещальня, и эта «миссионерская функция» заметно отличала Десятинную церковь от классического византийского храма X-XI вв.
Кроме того, церковь имела открытые галереи, было необходимо для тех киевлян, которые ещё не вышли из язычества. Не все горожане решались входить в храм, часть их оставалась вне церкви и открытый характер галерей помогал недавним язычникам привыкнуть к богослужению, находясь условно вне стен христианского храма. Кроме того, огромные размеры храма и его украшение производили ошеломляющее впечатление на язычников.
Есть мнение, что Десятинная церковь имела 25 глав. Храм был разрушен монголами в 1240 году, спустя довольно продолжительное время восстановлен, неоднократно перестраивался и, наконец, был снесен уже в прошлом столетии. Сохранились только фундаменты и поэтому его внешний вид можно представить лишь приблизительно».
Ждём ваших комментариев к этому материалу.