Можно ли учить журналистике? Ответ очевиден: можно, но, как правило, ничего хорошего из этого не получится.
Журналистом надо родиться, потом потенциальному журналисту должно повезти – он должен гармонично войти в журналистику.
Окончание журфака только в редких случаях говорит о рождении настоящего журналиста. Первый шаг должен быть сделан еще в детстве.
В советское время в школах широкое распространение имел выпуск так называемых стенгазет. Но это было жалкое подобие журналистики, так как существовали строгие рамки тем – поздравление с официальными праздниками, критика двоечников и хулиганов. Никакой так называемой отсебятины быть не могло, никакой литературщине в стенгазетах не было места. Но это как раз и были зачатки настоящей журналистики!
Всё изменилось после 1991 года, когда исчез повсеместный диктат коммунистической идеологии и боязнь настоящей свободы слова.
Шах и мат “Дебюту”
В 1994 году в Астрахани произошло знаковое событие: стараниями департамента образования Астраханской области в нашем городе родилась детско-юношеская газета «Дебют».
Первым редактором был назначен Колоколов. Стараниями этого замечательного журналиста и человека быстро собрался коллектив ребят, создавших интересную газету, выпускаемую каждую неделю. Дети впервые занялись настоящим интересным делом. Впервые они могли писать от души, а не диктанты с чужого голоса.
Выпуск газеты был всегда важным событием и для создателей, и для читателей. Публиковались новости из школьной жизни. Юные авторы рассказывали о событиях из жизни города, своей школы, о многом другом.
Всё было слишком хорошо, чтобы продолжаться слишком долго.
Колоколов был уволен, и скорее всего, причиной было не его увлечение тонизирующими напитками. В России талантливые люди почти всегда увлекаются этим. Достаточно вспомнить Модеста Мусорского, Сергея Есенина… Нет, скорее всего увольнение было связано с тем, что «Дебют» совершенно не напоминал трафаретных стенных газет. Более того, «Дебют» стал уходить от привычного образа «настоящих» газет – «Волги» и «Комсомольца Каспия».
Редактором «Дебюта» назначили Елену Евгеньевны Башмакову. Свободному творчеству пришел конец. Никакого творчества. Никакого молодежного сленга. Выхолощенная информация. Непомерные восторги официозного характера. Замалчивание острых проблем. Это был конец «Дебюта».
Примитивный “Полиглот”
В 1994 году компьютеры были у единиц. Не было интернета, цифровых фотоаппаратов, принтеров и ксероксов.
В наши дни всё это есть. Школьная газета могла бы стать шедевром журналистского и полиграфического творчества.
Но вот перед нами газета «Полиглот» гимназии № 4 (фото) этого года. Это, собственно, не газета, а прототип стенгазеты прошлого с примитивными рисунками и корявыми по исполнению и содержанию текстами. А ведь в гимназии № 4 учащимся преподаются углубленные знания иностранных языков. Это не учебное заведение детей с так называемыми отклонениями. Но газета «Полиглот» заставляет задуматься как раз об этих отклонениях. Кто же руководит подобным «творчеством»? Почему-то совершенно не удивляешься, узнав, что руководит юными журналистами гимназии № 4 наша старая во всех отношениях знакомая – Елена Евгеньевна Башмакова.
Журналистика должна удивлять, поражать, шептать и кричать. Современная журналистика тем более не имеет права быть примитивной и скучной.
P.S. На днях Е.Е.Башмакова уволилась из гимназии № 4. Для детей этого учебного заведения, увлекающихся журналистикой, открываются радужные возможности, если только место Башмаковой не займёт другая башмакова, что, скорее всего, и случится. Ведь так спокойнее для руководства – никаких неожиданностей.
Автандил Камикадзе,
Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 12 (522), 29.03.2013 г.