Юная астраханка Анастасия Вилкова является главным редактором астраханской детской газеты «Зелёная лампа». Евгений Бикмаев – бессменный организатор конкурса «Тотальный диктант» в Астрахани – сделал интервью с надеждой астраханской журналистики. Итак, встречайте – Анастасия Вилкова (на фото)!

Стенгазета… Это что-то, неразрывно связанное со школой, остаётся в памяти каждого на всю жизнь. Сегодня редкий астраханский школьник может похвастаться своей статьёй в газете, потому что и газет таких почти нет. Или есть? Конечно, ватманы к праздникам – традиция многих школ, и это тоже акт творчества, тоже праздник среди серых будней учеников, но я говорю о полноценных школьных изданиях, возрождению которых с использованием современных технологией, посвящён один из моих проектов. Занимаясь этой темой, я познакомился с главным редактором астраханской детской газеты «Зелёная лампа» (это издание дома детского творчества «Успех», кстати, стало победителем «Фестиваля школьной прессы-2013» в номинации «Лучшая школьная газета») и задал ей интересующие меня вопросы.

Евгений БИКМАЕВ: Анастасия, вы главный редактор детско-юношеской газеты – звучит немного необычно для наших дней, по крайней мере, мне известны единицы таких изданий, только вот ваша газета и, пожалуй, астраханский журнал «Наш», но он больше молодёжный. Скажите, как и когда вы стали этим заниматься?

Анастасия ВИЛКОВА: Ох, какой большой вопрос. Попробую ответить по порядку.

Была у меня лет с 5-6 такая детская мечта – попасть в газету. Я очень любила читать газеты и журналы, а уж увидеть своё имя напечатанным – это казалось чем-то совершенно волшебным.

Более-менее подробно интересоваться журналистикой я начала с 9 класса. Тогда работал городской школьный пресс-центр и выпускалась газета «Вот так!». Это был совершенно особый период и особая редколлегия. Можно сказать, что все мои сегодняшние знания по части газетного дела появились именно благодаря пресс-центру.

Ну а красиво называться «главным редактором» я стала не так давно – год назад, когда пришла работать в дом детского творчества «Успех». Такой вот «карьерный рост». А волшебство, кстати, до сих пор никуда не делось.

Но я бы не сказала, что детских, а точнее, школьных, изданий единицы. Просто о них мало кто знает, они не так раскручены, как взрослые солидные издания.

БИКМАЕВ: «Увидеть своё имя напечатанным» - да… Помню свои ощущения от этого, хоть и уже не соотнесу, по какому поводу впервые произошло такое. А дети какой возрастной группы создают свои материалы? Кто может стать корреспондентом «Зелёной лампы»?

ВИЛКОВА: Кто угодно, лишь бы этому «кому-то» было, что сказать читателям. Как правило, желание поведать что-то всему миру появляется в 7-8 классе, но бывают и такие замечательные исключения, что я не берусь ничего сказать наверняка. Сейчас в числе активных юнкоров ученики 5–10 классов, но есть и корреспонденты, которые неплохо пишут уже в 4 классе.

БИКМАЕВ: Замечательно! Мне, повторюсь, известны единичные случаи ведения регулярной стенгазеты в школе. А вы знаете другие примеры детско-юношеской или хотя бы молодёжной прессы в Астраханской области?

ВИЛКОВА: Раньше всё было немного иначе. Была, повторюсь, газета «Вот так!», которую выпускали старшие школьники со всех школ города. То есть любой подросток мог прийти и поучиться газетному делу на практике.

Часто идея школьного издания «разбивается о быт». Сами подумайте, сколько краски, бумаги, времени, сил, нервов, пота и крови уходит на выпуск.

Несмотря на это именно сейчас и именно в Астрахани и области есть на самом деле много школьных изданий. 21 школьное издание, как показал Фестиваль школьной прессы, который проходил в Астраханском государственном университете в этом году. Это всё – периодические издания, которые освещают жизнь одной определенной школы, учитывают ее интересы, не выходя за пределы. Конечно же, не могу не упомянуть газету лицея №2 «Задняя парта». Во-первых, потому что в этом году она издается при моем участии. Во-вторых, это достаточно старое школьное издание, существующее с 1995 года.

То есть потребность в молодежной, детской, юношеской прессе есть и всегда будет. Другое дело, что, как правило, школьные издания остаются в тени, если только не выходят за пределы бумажного формата и не выкладываются в интернете. Вот нашу «Зеленую лампу» вы, Евгений, нашли именно так, по адресу stengazzetta.ru/publishers/208.

БИКМАЕВ: Я и не думал, что есть аж два десятка школьных газет! Действительно «остаются в тени», получается, но ведь не «разбиваются о быт», живут. Здесь дело и в желании взрослых обучать детей сложному делу, мне кажется. Анастасия, расскажите, как происходит вёрстка каждого номера? Существует некая редакторская группа из энтузиастов или вы в одиночку принимаете материалы от юных корреспондентов, правите их и публикуете?

ВИЛКОВА:

- Света, пришли мне материал, срочно!

- Кто придумает мне заголовок??

- У кого фотографии с выставки?! Уже конец месяца!!

- Юля, когда ты допишешь заметку, завтра несу номер в печать!??

- Так! Берем материалы и вычитываем опечатки! ВНИМАТЕЛЬНО!

- Час ночи, номер готов, можно спать спокойно…

- То есть как это, у вас сломался принтер!??

Вот так примерно и происходит верстка каждого номера. Поверьте, это весело и достаточно увлекательно. А лучше приходите к нам и убедитесь лично. «И нам, конечно, лгут, что там тяжёлый труд», – как поётся в одном мультфильме.

Велико искушение сказать, что всё держится на мне: и верстка, и редактирование, и фотографии в номере. Но это на самом деле не так. Газета – это всегда коллективное детище. Часто юнкорам приходит в голову такие потрясающие идеи, которые мне и не снились. И, конечно, я стремлюсь к тому, чтобы корреспонденты знали технологию выпуска «от и до».

БИКМАЕВ: А кто-то обучает детей журналистике? Были ли случаи, чтобы вы были вынуждены отказать в публикации материала или рекомендовали кардинально его изменить?

ВИЛКОВА: Я и обучаю, по мере сил и возможностей. Стараюсь рассказать об интересном, заставить думать. Конечно же, много зависит и от школьных учителей, и от самого корреспондента.

Принёс материал – будь добр прочитать его всем, а потом выслушать разумную критику. Как показывает практика, это лучший способ научиться писать. Пока читаешь свою заметку вслух, сам видишь, удачная она или нет. Да и другие не постесняются высказаться. Моя задача – чтобы при этом никто никого не обидел.

По поводу «отказать или изменить». Очень часто в номер идёт пятый, даже десятый по счету материал или вариант заметки, которую приносит юнкор. А как иначе добиться результата?

БИКМАЕВ: Ваше издание – участник всероссийского проекта «Стенгазета», благодаря которому я о вас и узнал. Я давно знаком с этим проектом, читаю блоги участников, изучаю информационные материалы. А чем вам полезно участие в этом грандиозном потоке школьных издательств?

ВИЛКОВА: Всем полезно. На других посмотреть, себя показать. Вот вы нас нашли, значит, мы известны. Нас читают в других городах. Корреспондентам выдают сертификат о публикации на сайте, весьма значимый документ. Вообще, «Стенгазета», точнее люди, которые этим занимаются – большие молодцы.

БИКМАЕВ: Вот именно – люди. Мы часто говорим: «хорошие проекты, идеи», а я вот задумался, что это, прежде всего люди, которые выполняют титанический труд. Вы знакомы с моей идеей внедрения журналистики, а проще возрождения стенгазет в астраханских школах. Что вы об этом думаете?

ВИЛКОВА: Евгений, это отличная идея, конечно же. Успехов вам! Не забудьте попросить о финансировании. Потому что, например, в спортивное развитие у нас привыкли вкладываться, а в интеллектуальное, в том числе, в журналистику – нет.

Очень обидно только, что, чтобы дойти до идеи возрождения, нужно, чтобы что-то было сначала разрушено, как это стало, к примеру, с городским школьным пресс-центром. Ломать – не строить.

БИКМАЕВ: И напоследок. Среди мероприятий для школ мы планируем конкурс на лучший материал молодых стенгазет для размещения в уже зарекомендовавших себя изданиях. Если моя идея будет поддержана руководителем Агентства по делам молодёжи Астраханской области, вы готовы предоставить страницы своего издания для лучшего материала в городе?

ВИЛКОВА: Давайте нам и материалы, и, желательно, вместе с их авторами, да побольше! Уж мы-то знаем, что с ними делать!

Напомним, что AST-NEWS.ru писал о проекте "Тотальный диктант", который два года подряд организует в нашем городе Евгений Бикмаев в материалах "Всемирная акция в Астрахани" и "«Тотальный диктант» в Астрахани подвёл итоги". Более подробно о Евгение Бикмаеве вы можете узнать, посетив его сайт "Мир глазами человека".